В СССР коренная реконструкция тяги на ж.-д. транспорте - замена паровозов в поездной работе тепловозами и электровозами -была осуществлена в 1956-1975 гг. В начале этого периода прошла существенная реорганизация отечественной промышленности ло-комотивостроения, предприятия которой перешли на выпуск тепловозов и электровозов, изменились структура, технология и организация производства, расширились масштабы выпуска локомотивов на основных локомотивостроительных заводах: Луганском, Коло менском, Харьковском, Новочеркасском. На выпуск новых локомотивов были переведены и другие предприятия, что привело к значительному расширению производственной базы локомотивостроения страны.

В- США производство тепловозов стало массовым в конце 40-х гг., непосредственно после окончания 2-й мировой войны и в процессе необходимого перехода предприятий крупнейших машиностроительных корпораций («Дженерал моторе», «Дженерал электрик», АЛ Ко и др.) от выпуска военной продукции к мирной. В странах Европы и Азии, в которых производственная база локомотивостроения существенно пострадала в ходе 2-й мировой войны, переход ж. д. на тепловозную и электрическую тягу и развитие локомотивостроения осуществлялось позднее. Однако производство и ремонт паровозов, паровозная тяга на ж. д. частично сохраняются в ряде стран, в том числе в Китае, Индии, некоторых странах Африки и Южной Америки, в особенности, имеющих запасы каменного угля.

ПАРОВОЗОСТРОЕН И Е

В 1824 г. Дж. Стефенсон начал производство паровозов на организованном им годом ранее первом специализированном паровозостроительном заводе в г. Ньюкасл. На этом заводе, руководил которым его сын, Роберт Стефенсон, в 1829 г. был построен по проекту Дж. Стефенсона знаменитый паровоз «Ракета» (Rocket). Затем в Великобритании были созданы еще несколько мастерских или небольших заводов, строивших локомотивы по проектам своих владельцев и по индивидуальным заказам. Период с 1824 г. по 1830 г. можно считать начальным периодом промышленности паровозостроения. Позднее на заводе в Ньюкасле были заказаны и построены под руководством Р. Стефенсона два паровоза для первой в России Царскосельской железной дороги.