Особую группу представляют ГТД (рис. 5.43) со свободнопоршневым генератором газа (СПГГ), у которых мощность снимается с вала турбины, использующей отходящие газы от установки, работающей по дизельному

Рис. 5.43. Схема локомотивной газотурбинной установки со свободнопоршневым генератором газа (СПГГ): Т - турбина; PC - ресивер; 1 - продувочные окна; 2 - поршни; 3 - компрессорные цилиндры; 4 - всасывающий клапан, 5 - нагнетательный клапан; 6 - цилиндр дизеля, 7 - пусковые клапаны; 8 - форсунка жидкого топлива циклу. По такой схеме были построены газотурбинные установки во Франции (температура газов перед турбиной 500 °С, число оборотов 12 320 об/мин) и в СССР (число оборотов 7000 об/мин); с механическим генератором - в Швеции. На российском га-зотурбовозе была применена силовая установка, которая состояла из четырех безвальных генераторов газа каждый мощностью 625 кВт (по газу), работающих на 5-ступенчатую тяговую турбину. Температура газов перед турбиной 462 °С. Такая схема не получила дальнейшего развития.

Перспективными для ж.-д. транспорта могут оказаться ГТД трехвальной схемы (рис. 5.44), работающие на газе, с регенерацией тепла уходящих газов, тяговой турбиной

Рис. 5.44. Схема трехвальной локомотивной газотурбинной установки с регенерацией тепла уходящих газов и тяговой турбиной среднего давления: КНД - компрессор низкого давления; КВД - компрессор высокого давления; КС - камера сгорания; ТВД - турбина высокого давления; ТТ - тяговая турбина среднего давления; ТНД - турбина низкого давления; ВОМ - вал отбора мощности среднего давления, с вала которой отбирается мощность на тягу. Э. И. Нестеров.