Эксплуатация цистерн для перевозки сжиженного газа под большим давлением регламентируется специальными правилами Гостехнадзора. Над верхней частью котла для защиты от нагрева солнечными лучами располагаются теневые защитные кожухи, окрашенные в светлые цвета. Значительная толщина стенок (24-30 мм) обусловлена большим давлением сжиженного газа внутри котла (2,5- 3,0 МПа). Сливно-наливная арматура расположена наверху котла и окружена специальными дугами безопасности для защиты от повреждений. Налив и слив сжиженного газа в газовых цистернах производится через укрепленные в поддоне вертикальные трубы. Для предотвращения пробоя днища котла корпусом автосцепки на консольной части рамы цистерны устанавливается щит безопасности, который должен принимать на себя удар расцепившегося, например при крушении, корпуса автосцепки.

На цилиндрические части газовых цистерн наносят яркие отличительные полосы, на днища - круги. Например, полосы шириной 0,3 м красного цвета имеют цистерны для перевозки пропана, желтого - аммиака, защитного - хлора, и т. д.

Основные технические и конструктивные показатели специализированных цистерн, для перевозки кислот, сжиженных газов и пищевых продуктов приведены в таблице 7.

Котел цистерны для перевозки крепкой азотной кислоты (рис. 6.20) выполнен из алюминиевого сплава М или Д1. В верхней части котла находится штуцер для отбора проб, предохранительно-впускной клапан и штуцер для крепления сливоналивной трубы.

Рис. 6.20. Цистерна для перевозки крепкой азотной кислоты: / - штуцер; 2 -предохранительно- впускной клапан; 3 - колпак; 4 -штуцер для крепления сливио-наливных труб; 5 -ящик с известью, 6 - предохранительный шит