Рис. 6.41. Упругое колесо болтовой конструкции; 1 - нажимная шайба; 2 - резиновый вкладыш; 3 - центральный диск; 4 - бандаж; 5 - шунт; 6 - колесный центр ральному диску нажимной шайбой, шпильками, пластинчатыми шайбами. Для отвода электротока от колеса к рельсу имеются два гибких шунта. При изготовлении и ремонте предусмотрены меры по защите резиновых вкладышей от повреждений при сварочных и наплавочных работах и обточке поверхности катания бандажа.

На железных дорогах России и США в 1970-х гг. выпускались упругие колеса с центром из алюминиевого сплава. Однако такие колеса не нашли практического применения вследствие ненадежной бандажной конструкции и сложности обеспечения прочного соединения алюминиевого центра со стальной осью при нагреве в результате торможения.

КУЗОВ ВАГОНА предназначен для размещения грузов или пассажиров. Кузова грузовых вагонов конструируются с учетом обеспечения высокого качества перевозок грузов, создания условий максимальной механизации и автоматизации трудоемких по-грузочно-разгрузочных работ, обеспечения безопасности движения поездов, охраны труда обслуживающего персонала, пожарной безопасности и экологии при изготовлении и в эксплуатации. В конструкции широко используются унификация и технологии изготовления блочных и модульных конструкций с трансформируемой планировкой внутренних помещений, что создает удобства при ремонте и обслуживании, повышает технико-экономическую эффективность.

В эксплуатации находятся кузова грузовых вагонов, различные по конструкции, форме, размерам и т. д. Однако существуют признаки, по которым их можно объединить: в зависимости от условий эксплуатации все кузова грузовых вагонов делятся на универсальные и специализированные; по роду перевозимых грузов - на открытые (платформы, полувагоны, хопперы, думпкары, транспортеры) и закрытые (крытые, цистерны, изотермические, крытые вагоны бункерного типа); в зависимости от конструкции рамы - со сквозной и несквозной хребтовой балкой; по материалу наружной обшивки - цельнометаллические, с металлической и неметаллической обшивкой, в которых внутренняя обшивка и пол изготовлены из древесных или других неметаллических материалов.