Во фрикционных гасителях колебаний вагонов работа сил трения преобразуется в тепловую энергию, рассеиваемую в окружающей среде. Фрикционный клино-вый гаситель состоит из двух фрикционных клиньев, размещенных между опорными поверхностями конца надрессорной балки и фрикционными планками, укрепленными на колонках боковой рамы тележки. Клинья опираются на двухрядные пружины, а конец надрессорной балки - на пять двухрядных цилиндрических пружин. Возникающие при колебании кузова вагона силы трения между клиньями и планками прямо пропорциональны прогибу пружин и возрастают с его увеличением. Такой гаситель колебаний имеет несимметричную силовую характеристику (сила трения при разгрузке рессорного комплекта больше, чем при его нагрузке).

Фрикционный гаситель колебаний с постоянной силой трения состоит из башмаков со стаканами и пружинами, установленных в пазах надрессорной балки. Стакан прижат к фрикционной планке предварительно сжатой пружиной; создаваемая гасителем колебаний сила трения постоянна и зависит только от жесткости и величины предварительного сжатия пружины, а также от коэффициента трения трущихся поверхностей.

Во фрикционном цилиндрическом гасителе колебаний силы трения, пропорциональные прогибу рессорного подвешивания, возникают на трущихся поверхностях стакана и двух раздвигающихся клиньев при их относительных перемещениях при деформации пружины под действием нагрузки от надрессорной балки тележки, которая передается на дисковый гаситель колебаний через нажимной конус и прокладку. В надбуксовом подвешивании моторных тележек некоторых электропоездов устанавливается также фрикционный дисковый гаситель колебаний. Применяются телескопические фрикционные гасители, которые устанавливаются вертикально и наклонно для одновременного гашения амплитуд вертикальных и горизонтальных колебаний вагона. Они просты по конструкции и позволяют быстро заменять неисправный гаситель колебаний.