Все трансмиссионные компьютеры имеют в своем составе блок самодиагностики, в задачу которого входит непрерывный контроль за работой системы управления трансмиссией. Кроме того, с помощью этого блока можно производить проверку работоспособности отдельных элементов системы управления, и в случае необходимости осуществлять поиск возникшей неисправности.

Сразу, же после включения зажигания блок управления производит ряд проверок. Сначала происходит внутреннее самотестирование (проверяются внутренние элементы самого блока управления и его память). Затем проверяются источник питания (аккумуляторная батарея), датчики и исполнительные механизмы. Все это происходит достаточно быстро так, что водитель практически не замечает этого. Если проверка прошла успешно, то блок управления разрешает запуск двигателя.

Проверка работоспособности элементов системы управления может осуществляться двумя способами: непрерывно или периодически через определенные интервалы времени.

Каждый датчик системы и исполнительный механизм имеют рабочие диапазоны изменения напряжения. Блок управления контролирует напряжение на этих элементах. При этом контролируется наличие сигнала, его значение и выход за установленные пределы. При обнаружении любых незначительных проблем с тем или иным элементом системы управления информация об этом сразу же записывается в память трансмиссионного компьютера. В случае возникновения серьезной неисправности для оповещения водителя на приборной панели загорается контрольная лампочка. При этом блок управления переходит на программу управления трансмиссией в защитном режиме.

Для облегчения поиска причины неисправности, возникшей в АКПП или ее системе управления, в память блока записывается в виде соответствующих кодов вся информация о возникавших сбоях в работе АКПП. Это в значительной мере облегчает поиск возникшей неисправности. Большинство кодов связаны с неисправностями в электрической части системы управления, но некоторые из них относятся к неисправностям гидравлической части системы управления и механической части АКПП. Код неисправности записывается в память блока управления в тех случаях, когда возникает одно из следующих условий:

• сигнал беспорядочен;

• сигнал отсутствует;

• сигнал выходит за заданный диапазон.

Ранние системы самодиагностики имели ограниченное числе кодов и были связаны только с обрывом в контуре или коротким замыканием в системе управления. Для их чтения необходимо было проделать определенную последовательность действий с замком зажигания, рычагом выбора диапазона и переключателем режимов работы АКПП. В качестве примера ниже представлена последовательность действий для автомобилей Nissan с) трансмиссией RE4F04A:

1. Заведите двигатель и прогрейте его до нормальной рабо! чей температуры.

2. Поверните ключ зажигания в положение «OFF»

3. Установите переключатель режимов работы АКПП в положение «AUTO».

4. Установите выключатель повышающей передачи в положение «ON».

5 Переведите рычаг выбора диапазона в позицию «Р»

6. Поверните ключ зажигания в положение «ON», но двигатель не заводите.

7. Через 2 секунды должна загореться контрольная лампочка «POWER».

8. Поверните ключ зажигания в положение «OFF».

9. Переместите рычаг выбора диапазона в позицию «D».

10. Переключите выключатель повышающей передачи в позицию «OFF».

11. Поверните ключ зажигания в положение «ON», но двигатель не заводите.

12. Переведите рычаг выбора диапазона в положение «2».

13. Установите выключатель повышающей передачи в положение «ON».

14. Переведите рычаг выбора диапазона в положение «1».

15. Установите выключатель повышающей передачи в положение «OFF».

16. Нажмите до упора педаль управления дроссельной заслонкой и отпустите ее.

17. Контрольная лампочка «POWER» должна начать высвечивать диагностические коды.

В данном случае в режиме чтения кодов неисправности контрольная лампочка «POWER» должна начать мигать. Код неисправности в этом случае определяется по величине длительности свечения контрольной лампочки. Если, например, четвертый импульс имеет большую длительность по сравнению с остальными, то это является признаком неисправности или возникновения короткого замыкания в контуре соленоида переключения «А» и т.д.

На современных .автомобилях устанавливаются более совершенные блоки управления, для которых чтение кодов неисправности представляет достаточно простую процедуру. Для этого имеется диагностический разъем, к которому подключается специальный прибор, называемый сканером. После подключения к диагностическому разъему и несложной настройки сканера на его экране начинают высвечиваться коды неисправности.

Современные системы диагностики имеют возможность непрерывно посылать контрольные сигналы, с помощью которых проверяется работоспособность контура определенного элемента системы управления и его реакция на управляющее воздействие.

Некоторые коды блок управления хранит до тех пор, пока неисправность не будет устранена, и их необходимо удалять из памяти блока управления с помощью определенных процедур. Другие коды могут автоматически стираться самим блоком управления по истечении некоторого отрезка времени, определенного количества поездок или запусков двигателя.