BOSCH Robert

1861 -1942 Германия

Механик, изобретатель и предприниматель, основатель компании "Роберт Бош" (Robert Bosch). Родился в Аль-беке под Ульмом. Был одиннадцатым из двенадцати детей в семье. Родители занимались сельским хозяйством и держали гостиный дом на дороге между Нюрнбергом и Ульмом. Учился в реальном училище в Ульме. По настоянию отца специализировался в точной механике, а затем странствовал по германским городам, работая на различных предприятиях и попутно осваивая новые профессии. В Штутгарте в качестве вольного слушателя посещал лекции в Техническом институте. В 1884 г. уехал в Северную Америку, где нашел работу у одного из немецких эмигрантов, а затем перешел на фирму "Эдисон Мэшин Уоркс" (Edison Machine Works). В Америке не прижился и вернулся в Старый Свет. Тем временем умер отец, и молодой механик, получив свою долю наследства, открыл 15 ноября 1886 г. в Штутгарте мастерскую, выпускавшую и ремонтировавшую электрические приборы. На предприятии работало всего два человека, включая хозяина. В 1887 г. Бош начал выпуск усовершенствованных им магнето низкого напряжения, которые применялись в системах зажигания автомобилей. В том же году заключил контракт с Г. Даймлером (G. Daimler, см.) на поставку магнето для его предприятия. Магнето Боша были довольно удачными и вскоре распространились по всей Европе. Пришлось даже открыть филиалы фирмы в Англии (The Bosch Magneto Company Ltd.) и Франции (Societe des Magnetos Bosch). К началу 1901 г. было выпущено в общей сложности свыше 10 тысяч единиц электрооборудования. На фирме Боша работало несколько талантливых инженеров, таких, как, например, Г. Хонольд (G. Honold), изобретатель магнето высокого напряжения. В 1902 г. Бош освоил выпуск систем зажигания с новым магнето, что способствовало повышению престижа и доходов фирмы. Особый спрос на электрооборудование Боша существовал в Соединенных Штатах, где автомобильная промышленность развивалась особенно бурно. В 1906 г. открылось американское отделение компании "Бош Магнето Компани" (Bosch Magneto Company). Получая солидные прибыли, Бош смог обеспечить для своих рабочих благоприятные условия труда. Так, в 1906 г. был введен восьмичасовой рабочий день, а с 1910 г. рабочий день в субботу сократили наполовину и ввели систему оплачиваемых отпусков.

В последующие годы компания специализировалась на производстве высококачественного автомобильного электрооборудования, а сам предприниматель стал одним из крупнейших представителей германской промышленности. В годы расцвета своего бизнеса Бош уделял много внимания благотворительной деятельности и активно выступал за мир и сотрудничество в Европе. С приходом к власти национал-социалистов неоднократно помогал лицам, преследуемым по политическим соображениям. Его имя увековечено в "Зале автомобильной славы" (Automotive Hall of Fame) в Детройте.