BUGATTI Ettore

1881 - 1947 Италия/Франция

Конструктор и предприниматель, основатель фирмы "Бугатти" (Bugatti). Родился в Милане в семье известного художника, позолотчика и мебельщика. С детства готовился пойти по стопам отца, но увлекся автомобилями. В 1898 г. Бугатти впервые участвовал в гонках на трицикле, построенном своими руками. Затем удачно выступал в ряде крупных соревнований (4 победы в классе трициклов в Италии в 1899 г.). Одновременно работал над постройкой автомобиля собственной конструкции. В 1901 г. на Миланской международной автомобильной выставке его машина удостоилась приза как лучшая итальянская модель и была награждена медалью Французского Автомобильного Клуба. После окончания выставки молодого конструктора пригласила на работу фирма "Де Дитрих" (De Dietrich).

"Бугатти-13 Торпедо", 1912 г.

Так как Этторе к тому моменту еще не исполнился 21 год, и по закону он считался несовершеннолетним, контракт от его имени подписал отец. Затем некоторое время сотрудничал с компанией "Матис" (Mathis). В 1904-06 гг. Бугатти разработал и построил две новые модели автомобилей. В 1907 г. переехал в Кельн и устроился на фирму "Дойц" (Deutz). Спустя два года основал собственное предприятие в эльзасском городе Мольсхайм неподалеку от Страсбурга, из ворот которого выходили автомобили под маркой "Бугатти" (Bugatti), принесшие конструктору всемирную славу. Первой моделью фирмы была "Бугатти-Тип 13" (Bugatti Туре 13). В 1911 г. гонщик Эрнст Фридрих (Ernst Friedrich) занял на гоночном варианте второе место в Гран-При Франции.

Модель с индексом "16" (1912 г.) послужила прототипом известной "Пежо-Бебе" (Peugeot-Bebe). До войны Бугатти создал еще несколько машин, а также 8-цилиндровый двигатель, составленный из двух 4-цилиндровых блоков, ставший базовым для последующих конструкций.

'Бугатти-Тип 35А Родстер", 1929-30 гг.

Среди 75 моделей, построенных за свою жизнь Бугатти, наиболее удачной с инженерной точки зрения оказалась гоночная "35". С1924 по 1930 г. изготовили 200 экземпляров машин этой серии, на которых было выиграно несколько тысяч первых мест в различных соревнованиях. Модель была на редкость интересной. Она продемонстрировала тягу конструктора к красоте и поиску оригинальных технических решений. Так, на первых модификациях "Бугатти-35" применили отлитые из алюминия заодно с тормозными барабанами колеса с шинами размером 5.50-19. Верх кузова и сплошное нижнее основание крепили к раме болтами, а чтобы они не отвернулись во время езды Этторе предложил контрить их проволокой. Коленчатый вал 8-цилиндрового мотора вращался на двух роликовых и трех шариковых подшипниках. Алюминиевый картер состоял из двух половин. Нижняя, служившая масляным поддоном, жестко крепилась к лонжеронам рамы.

По мнению Бугатти, поддон выполнял функции поперечины рамы и придавал ей дополнительную жесткость на кручение.

Впечатляюще выглядели и шесть машин "Бугатти-Рой-яль" (Bugatti Royal), построенные с 1926 по 1933 г. для самых богатых людей своего времени В разработке стиля принимал участие и Жан Бугатти. На них устанавливали 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 14,7 л мощностью 300 л.с. Он имел массу 350 кг, из которых 100 кг приходилось на коленчатый вал. Двигатель представлял собой моноблок с несъемной головкой цилиндров Каждый цилиндр получил по три подвесных клапана (два впускных, один выпускной) и по две свечи зажигания Многодисковое сцепление находилось в самостоятельном картере за сиденьем водителя. Его диски работали в смеси из керосина

Бугатти-Тип 46 Родстер", 1931 г.

Бугатти-Тип 49", 1934 г.

"Бугатти-Тип 41 Ройяль Парк Уорд", 1933 г.

и масла. Трехступенчатая коробка передач размещалась в блоке с задним мостом. Всего Бугатти предполагал построить 25 экземпляров "Ройяль", но мировой экономический кризис не позволил осуществить эти планы.

Последними машинами, укрепившими славу конструктора, стали "Бугатти-57" с различными исполнениями обтекаемых кузовов. В 1936 г. Этто-ре Бугатти передал пост руководителя фирмы сыну Жану. В 1939 г. Жан погиб в автомобильной катастрофе, и Бугат-ти-отец, сломленный горем, окончательно отошел от дел. Правда, в годы второй мировой войны он занимался разработкой небольшого дешевого автомобиля, не без основания полагая, что он станет популярным в разоренной Европе. Бугатти успел показать новинку на Парижском автосалоне 1947 г., но до начала ее выпуска не дожил, скончавшись в Париже в августе того же года.