Флинт, США, 1903-

“Бьюик” - одна из самых известных автомобильных марок американской автомобильной промышленности, отделение всемирно известного концерна “Дженерал Моторе” (General Motors).

Фирма основана в 1903 году бывшим производителем эмалированных ванн, выходцем из Шотландии Дэвидом Данбаром Бьюиком (David Dunbar Buick), который решился вложить в молодую американскую отрасль 100 тысяч долларов, полученных от продажи своего предприятия. Его первый автомобиль бып снабжен горизонтальным двухцилиндровым мотором.

Начальные шаги Бьюика на новом поприще оказались трудными. Компания стояла на грани банкротства. Дэвид обратился за помощью к братьям    Бенджамину (Benjamin) и Фрэнку Бриско (Frank Briscoe), владевшим металлургическим заводом в Детройте. В качестве аванса за право полного руководства фирмой Бьюика они предложили 3500 долларов. Контракт подписали и в результате была образована новая фирма “Бьюик Мотор Компани” (Buick Motor Company), большая часть акций которой попала в руки братьев Бриско, а самому Дэвиду Бьюику достался чисто символический пост президента.

Всего нескольких месяцев хватило, чтобы братья лишились былого оптимизма. Летом того же 1903 года они перепродали свою долю акций Джеймсу Уайтингу (James Whiting), директору небольшой автомобильной фирмы “Флинт Вэгон Уоркс” (Flint Wagon Works), которая являлась одной из крупнейших в городе Флинт (штат Мичиган). Туда и перевели все производство “Бьюик Мотор".

Первенцем стал 4-местный фаэтон с верхнеклапанным двигателем, выпущенный в августе 1903 года. Как и предвидели прозорливые братья Бриско, финансовое положение новой компании вскоре стало катастрофическим, что заставило ее владельцев обратиться за помощью к подающему большие надежды молодому человеку с огромным организаторским талантом - Уильяму Крапо Дюранту (William Сгаро Durant), работавшему в то время на другой небольшой автомобильной фирме из того же Флинта “Дюрант-Дорт Кэрриедж Уорк” (Durant-Dort Carriage Work). С первой же встречи отношения между Дюрантом и Бьюиком не сложились, что заставило последнего вскоре покинуть фирму, несмотря на улучшение дел благодаря выпуску новой гаммы машин. Их разработали два молодых инженера - Уолтер Марр (Walter Marr) и Юджин Ричард (Eugene Richard).

После ухода Бьюика Дюрант смог в полной мере показать свои способности умелого организатора и коммерсанта. В 1908 году было продано 8800 автомобилей марки “Бьюик”, вдвое больше, чем годом ранее. В это время уже производились автомобили с 2-, 3- и 4-цилиндровыми моторами рабочим объемом от 2,7 до 5,5 л. Самой маленькой стала модель “10”, появившаяся в 1908 году и быстро сделавшаяся популярной. Авторитет фирмы подняло сотрудничество с известными автоконструкторами Чарльзом Нэшем (Charles Nash) и Уолтером Крайслером (Walter Chrysler). В результате за несколько лет “Бьюик” стала одной из ведущих американских автомобильных фирм, а в 1919-1926 годах занимала почетное 4-е место по продажам на рынке США.

Бэйлисс-Томас

В период с 1925 по 1930 годы программа заметно расширилась за счет появления 6-цилиндровых моторов рабочим объемом 3,1 и 5,4 л. В 1931 году были внедрены рядные 8-цилиндровые двигатели, остававшиеся в производстве без особых изменений почти 22 года и со временем полностью вытеснившие все прочие моторы. “Бьюик” не убереглась от экономического кризиса и восстановила силы только к 1936 году. К этому времени были созданы новые семейства машин - “Спеши-эл” (Special), “Сенчури” (Century), “Роадмастер” (Roadmaster) и “Лимитед" (Limited), - разработанные известным конструктором и дизайнером Харли Ирлом (Harley Earl). В 1940 году к ним прибавилась еще одна новинка - “Супер” (Super).

Во время войны на “Бьюике” выпускали двигатели для армейских самолетов, гусеничные транспортеры и другое вооружение. Возобновить автомобильное производство удалось только в 1948 году, когда появился новый “Роадмастер" с автоматической коробкой передач. В 1953-м фирма отметила свое 50-летие выпуском новой модели “Скайларк” (Skylark) с мотором объемом 5277 см3. К этому времени на ее счету было уже 7 миллионов изготовленных автомобилей.

Последующие годы превратились в гонку за удовлетворение быстро меняющихся требований американского рынка и автомобильной моды. Все модели ежегодно модернизировались, а каждые 2-3 года появлялась новая конструкция. В сложившейся иерархии в рамках концерна “Дженерал Моторе” “Бьюик" занимает промежуточное положение между “Олдсмобилом” (Oldsmobile) и “Кадиллаком” (Cadillac). Растущая популярность среди американцев небольших европейских и особенно японских автомобилей привела к тому, что в конце 70-х годов “Бьюик” вместе со всей автомобильной промышленностью США перешла к производству более компактных, легких и экономичных автомобилей. Первой “ласточкой" стало семейство “Скайларк”, показанное летом 1979 года. Базовая модель “Скай-ларк”имела переднеприводную компоновку, кузов длиной всего 4,6 м и 4-цилиндровый 2,5-литровый мотор мощностью 92 л.с.

В 1982 году появилась “Скайхоук”(ЭкуЬа\/ук) - самая малая модель в семействе. Она была тоже переднеприводной, имела кузов длиной 4,5 м и 4-цилиндровый мотор рабочим объемом всего 1,8 л мощностью 85 л.с. В последующие годы производственная программа “Бьюик” расширялась, охватывая весь диапазон моделей - от небольших и дешевых типа “Скайхо-ук” (Skyhawk) до полноразмерных и комфортабельных “Парк Авеню Ультра” (Park Avenue Ultra).

В 1997 году гамма моделей “Бьюик” включает модели 6 семейств: “Скайларк”, “Сенчури”, “Ригэл” (Regal), “Ле Сэйбр" (Le Sabre), “Парк Авеню” и “Ривьера" (Rivera). Все они имеют переднеприводную компоновку и оснащаются бензиновыми 4- и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом от 2,4 до 3,8 л мощностью от 152 до 243 л.с.

Бьюик В-55

Автомобиль “В-55" был разработан Уолтером Мар-ром в 1914 году и стал первым “Бьюиком” с 6-цилиндровым мотором. Он имел колесную базу 3,3 м и весил 1361 кг. Чтобы модель можно было продавать на севере и юге Америки, где на проселочных дорогах были наезжены глубокие колеи разной ширины, она оснащалась разными шасси с колеей в 1420 или 1520 мм. Для своего времени автомобиль был достаточно совершенным. В комплект оснащения входили редкие тогда электрические стартер и фары, а также батарейное зажигание. Руль по традиции стоял справа. На следующий год “Бьюик В-55" заменила новая модель “С-36", а в 1916 году появился “Бьюик D-45” с новым 3,7-литровым мотором той же мощности.

Бьюик Сикс

В 1924 году модели “Бьюик” получили радиаторы, похожие на “Паккардовские” (Packard), и тормоза на всех колесах. Во главе производственной программы, состоявшей из моделей с 4- и 6-цилиндровыми моторами, находилась модель “Сикс” (Six) с наиболее полным оснащением. В стандартную комплектацию входили электростартер, стеклоочистители, зеркало заднего вида и указатель температуры охлаждающей жидкости.

Бьюик Ривьера Купе-Т

В 1984 году фирма выпустила новый переднеприводный автомобиль “Ривьера Ку-пе-Т” (Riviera Coupe) с довольно простыми внешностью и отделкой салона. На модели применили все новинки своего времени. “Ривьера” получила новый двигатель V6 объемом 3,8 л с электронным управлением системой впрыска и турбонаддувом.

Бьюик D-45 Сикс

Бьюик Ривьера Купе

При массе 1633 кг автомобиль достигал скорости 188 км/ч. Стандартный набор оборудования соответствовал вкусам американцев. Новый двигатель использовался также на более простой модели “Ригэл” (Regal).

Бьюик Парк Авеню

Серия “Парк Авеню” дебютировала в 1984 году на автосалоне в Детройте. Через 5 лет появилась наиболее роскошная модификация “Парк Авеню Ультра” (Ultra), а с 1990 года вся гамма получила обновленные кузова несущего типа с прекрасным дизайном и хорошими аэродинамическими показателями. На переднеприводную машину устанавливался мотор V6 поперечного расположения рабочим объемом 3,8 л с гидравлическими толкателями клапанов и электронным регулированием впрыском топлива в полость впускного коллектора немецкой фирмы “Бош” (Bosch). В 1993 году V-образная “шестерка” на более комфортабельном исполнении “Парк Авеню Ультра” получила компрессорный нагнетатель “Руте” (Roots), повысивший мощность с 172 до 228 л.с. Тогда же автомобили этой серии стали комплектоваться двумя надувными подушками безопасности для водителя и переднего пассажира.