Другим преимуществом чугуна перед алюминиевыми сплавами является его жесткость. Это означает, что двигатель с чугунным блоком будет тише работать, чем с алюминиевым эквивалентом (большая часть шума работающего двигателя передается через стенки блока). Для решения этой проблемы алюминиевые блоки должны упрочняться с помощью дополнительных материалов и ребер жесткости, а это означает, что преимущества в весе могут оказаться и не такими большими, как ожидалось. Пустой блок из чугуна весит примерно в два с половиной раза больше, чем алюминиевый блок того же размера (чугун имеет плотность около 7,2 по сравнению с 2,7 у алюминия и 1,8 у магниевого сплава), но, как уже отмечалось, алюминиевый блок, сделанный с большим запасом прочности, может достичь веса чугунного.


В силу своей большей жесткости, чугун остается излюбленным материалом для производства блоков цилиндров дизелей, потому что для этих двигателей больше важна проблема шума. В тех двигателях, в которых используется примерно одинаковая конструкция для дизельных и бензиновых версий (например, как в старом Pegeot-Citroen XU/XUD), для блоков бензиновых двигателей используют алюминий, а для дизелей чугун. Правда, несколько маленьких дизельных двигателей изготавливаются сейчас с алюминиевыми блоками. Блоки цилиндров двигателей V-образной конструкции, особенно V-6, довольно жестки в силу своей почти кубической формы, и поэтому они больше других подходят для использования алюминиевых сплавов.


Для инженеров, занятых на производстве, алюминиевый сплав имеет еще одно преимущество, заключенное в возможности «литья под давлением». Единственный способ изготовить чугунный блок цилиндров (или любую другую деталь) — это изготовить земляную форму и осторожно заполнить ее расплавленным металлом, после чего тщательно вытрясти песок из отливки, открыв все пробки. Из-за того, что алюминиевый сплав легче и более текуч, его можно подавать в форму под давлением. Это дает возможность ускорить процесс, а конечное изделие получается чище и точнее. С другой стороны, необходимо иметь очень большие и дорогие машины для изготовления таких больших изделий, как блок цилиндров. Были разработаны и другие процессы, такие, например, как процесс Cosworth, который дает возможность быстро и качественно получать алюминиевые блоки без применения положительного давления. Между тем специалисты по чугуну разрабатывают способы изготовления таких блоков быстрее и с более тонкими стенками, что дает возможность сделать блоки цилиндров легче. Соревнование между двумя материалами еще не закончено, хотя предпочтение все больше отдается алюминиевым сплавам, потому что растет борьба за снижение вредных выбросов в атмосферу и сбережение топливных ресурсов, а уменьшение массы — это экономия.