Ковентри, Великобритания, 1897-

Имя немецкого изобретателя Готлиба Даймлера (Gottlieb Daimler), которому принадлежат лавры создания первого в мире “безлошадного экипажа”, являлось маркой автомобилей только до 1901 года. До сих пор имя Даймлера сохранилось только в названии его бывшего английского филиала. Еще в 1891 году британский конструктор Фредерик Симмс (Frederick Simms) приобрел у Даймлера права на изготовление его бензиновых моторов. Сам он этими правами не воспользовался, а перепродал их в 1895 году Гарри Лоусону (Harry Lawson), который через год основал компанию “Даймлер Мотор Компани Лимитед” (Daimler Motor Company Ltd.).

Поначалу она импортировала в Англию немецкие машины, но уже с 1897 года начала самостоятельно собирать легкий автомобиль с 2-цилиндровым мотором в 4 л.с. Через 5 лет из ворот английского “Даймлера” выходила широкая гамма машин с доброй дюжиной разных моторов -от 2- до 4-цилиндровых. В 1902 году эту разношерстную программу пришлось сократить до трех моделей, одну из которых “22 HP”, во славу британской марки немецкого происхождения, купил король Эдуард VII.

До 1908 года “Даймлер” строила только роскошные автомобили с двигателями объемом от 3,3 до 10,4 л. Для повышения    комфортабельности своей престижной продукции фирма приобрела лицензию на выпуск бесклапанных моторов системы “Найт” (Knight), отличавшихся мягкостью и бесшумностью работы, что придавало автомобилям особый шик. “Даймлер” выпускала их с 1909 по 1932 год.

В 1910 году “Даймлер” попала под контроль “Бирмингемской компании легкого оружия” (BSA), которая решила полностью пересмотреть выпускаемую гамму машин. С началом войны “Даймлер” взялась за производство легковых автомобилей для военного руководства, легких грузовиков и санитарных машин, на шасси которых строились броневики. Кроме того, “Даймлер” выпускала самолеты и авиамоторы, тракторы и военное снаряжение. В 1919 году производство гражданской продукции было восстановлено, и фирма представила две новые машины “30 HP” и “45 HP”.

В 1924 году “Даймлер" ввела тормоза на всех колесах и стальные гильзы бесклапанных моторов вместо чугунных, что привело к увеличению мощности. В 1927 году появился известный “Дабл Сикс” (Double Six) с двигателем V12, на котором через 3 года была установлена новая трансмиссия с гидромуфтой и планетарной коробкой передач “Уилсон” (Wilson) с электрическим устройством выбора передач. Это позволило повысить плавность движения.

В 1931 году “Даймлер” была перекуплена компанией “Ланчестер” (Lanchester), входившей в группу BSA, что ознаменовало переход к третьему этапу развития фирмы. 

Уникальный экземпляр спортивного “Даймлера Дабл Сикс" был переоборудован фирмой “Томсон энд Тэйлор"(Thomson & Taylor) из Брукленда.

Его низкорамное шасси разработано известным конструктором Рэйдом Рэйлтоном (Reid Railton). По всей видимости, это - первый “Даймлер”, оснащенный коробкой “Уилсон” с упрощенным выбором передач (при помощи одного рычажка) и гидравлическим сцеплением, позволявшими переходить с одной передачи на другую плавно и бесшумно.

Этот двухместный кабриолет называется “Корсика” (Corsica) - также, каки изготовившая его кузовная фирма. Необычны некоторые параметры машины: длина капота 2160 мм, а расстояние от крайней передней точки до лобо -вого стекла 2740 мм, то есть половина габаритной длины! По сравнению со своими современниками “Даймлер” был очень низким. Его капот не поднимался выше уровня передних крыльев.

“Томсон энд Тэйлор" построила два таких низкорамных автомобиля, но удалось разыскать только один. Заказчик - Хатчингс, богатый владелец обувных фабрик. “Даймлер" обошелся ему в 2800 фунтов стерлингов.

В начале 60-х годов энтузиасты купили машину у одного торговца металлоломом за 550 фунтов стерлингов и отреставрировали

После второй мировой войны “Даймлер”продолжила выпуск довоенных моделей “DB-18” и “DE-27” с 6цилиндровыми моторами в 2,5 и 4,1 л, а также лимузина с 8-цилиндровым 5,5-литровым двигателем. С 1954 по 1958 год выпускался “Сен-чури Конкуэст" (Century Conquest) с мотором мощностью 100 л.с. В 1953-м появился “Редженси” (Regency) с мотором в 3 л, ставший базой появившегося в 1960 году 4,5-литрового “Мадже-стик Мэйджер” (Majestic Major).

В 1960 году “Даймлер” попала под контроль “Ягуара” (Jaguar), а через несколько лет вместе с ним стала частью концерна “Бритиш Лейланд” (British Leyland). Так начался четвертый этап ее истории. С тех пор автомобили обеих фирм все больше унифицировались. “Даймлер” практически потеряла самостоятельность. Но поначалу были исключения: в 1961 году “Даймлер” выпустила спортивный двухместный “SP-250” с 2,5-литровым двигателем V8 и открытым стеклопластиковым кузовом, а в 1968 году - 6-метровый лимузин “DS-420”, базировавшийся уже на агрегатах “Ягуара”.

В 1973 году был запущен в производство “Даймлер Дабл Сикс”, ставший копией “Ягуара” с двигателем V12, с чуть измененной отделкой и комплектацией. За ним последовал “Сикс” с 6-цилиндровым мотором.С 1990 года “Даймлер” вместе с “Ягуаром" стала собственностью американского концерна “Форд” (Ford). В 1996 году она отпраздновала свое 100-летие. С 1997 года "Даймлер” приступила к производству обновленных копий “ягуаров” повышенной комфортабельности под названием “V8” и “Super V8” с 4-литровым двигателем V8 мощностью 290 и 370 л.с.

Даймлер Дабл Сикс

Первый “Дабл Сикс-50НР” представили публике в 1927 году. Это был солидный и комфортабельный автомобиль с бесклапанным двигателем V12 рабочим объемом 7,1 л. Потом на нем ставили разные моторы, но их объем никогда не был ниже 3,7 л. В 1931 году появился модернизированный “Дабл Сикс” в вариантах “30/40 HP” и “40/50 HP” с моторами рабочим объемом соответственно 5,3 и 6,5 л. Как и большинство “даймлеров” этого времени он оснащался гидромуфтой и планетарной коробкой “Уилсон”, что позволяло создавать самые комфортабельные и престижные машины. Они оборудовались разнообразными кузовами ведущих фирм Европы, отличавшимися высоким качеством изготовления и отделки. Недаром на автомобилях “Даймлер”ездили коронованные особы, члены правительства и высшие чины армии.

Даймлер DS-420 Лимузин

Этот представительский лимузин, выпускавшийся с 1968 года, можно сегодня встретить около Букингем-ского дворца или резиденций высших руководителей Великобритании. После “Роллс-Ройса" он занимает второе место в автомобильной иерархии Англии. Это последняя собственная разработка фирмы “Даймлер”, хотя большинство агрегатов автомобиля уже заимствовано у “Ягуара”. У “Даймлера DS-420”: автоматическая коробка передач, полностью независимая подвеска, все дисковые тормоза. При сухой массе 2160 кг он развивает скорость до 180 км/ч. Кузов в своеобразном стиле британского автомобильного классицизма разработан фирмой “Ванден Плас" (Vanden Plas). Лимузины “DS-420” выпускались 24 года. Всего их было изготовлено более 4100 экземпляров.

Даймлер Сенчури

В ознаменование своего 100-летия “Даймлер” представила публике “юбилейный вариант” “Сенчури" (Century), являвшийся улучшенным и более комфортабельным исполнением серийных моделей “Сикс” и “Дабл Сикс”. Как и на базовых вариантах, на них ставились рядный 6-цилиндровый 24-клапанный мотор рабочим объемом 3980 см3 мощностью 241 л.с. или 6литровый V-образный 12цилиндровый агрегат, развивавший мощность 311 л.с. База этих моделей составляла 2995 мм, длина -5149 мм. В отличие от стандартных автомобилей на “Сенчури" использовалась только американская автоматическая 4-ступенчатая коробка передач с электронным управлением, активная подвеска, регулирующая высоту дорожного просвета в зависимости от качества дороги и нагрузок, электронное устройство регулирования крутящего момента на ведущих колесах. Впечатляла комплектация и отделка кузова и салона. Все автомобили “Сенчури” снабжались омывателями фар, колесами из легкого сплава особой формы, хитроумной противоугонной системой, люком в крыше и наружными зеркалами с электроприводом, обогреваемым лобовым стеклом. В салоне устанавливались квадро-фоническая аудиосистема с проигрывателем компакт-дисков с 9-ю динамиками, передние сиденья с электроприводом регулировок и памятью на выбранные положения, индивидуальные задние сиденья с электро-приводом регулировок, кондиционер с фильтром-уловителем запахов. Предлагались деревянный руль в кожаном чехле, инкрустация приборной панели из розового дерева. Кузов “Сенчури” на выбор окрашивался в один из 10 цветов, для отделки интерьера предлагались два варианта тонкой кожи белого или бежевого тонов. В 1996 году была выпущена партия из 200 автомобилей “Сенчу-ри". Каждый - в особом исполнении. В серию “Сенчу-ри” вошли последние автомобили марки “Даймлер”, на которых устанавливались 12-цилиндровые двигатели.

Даймлер Дабл Сикс

Даймлер DS-420 Лимузин