De LOREAN John Zaharia

1925 США

Американский конструктор, администратор и предприниматель. Родился в семье эмигранта из Лотарингии, работавшего на автомобильном заводе Форда в Детройте. Окончил техническое училище, а затем - инженерный факультет технологического института в Детройте. Карьеру начал в 1949 г. инженером корпорации "Крайслер" (Chrysler). В 1952 г. перешел на работу в "Пакард Мотор" (Packard Motor), одновременно продолжив учебу в Мичиганском университете. По окончании университета перешел в корпорацию "Дженерал Моторе" (General Motors), где был назначен на должности руководителя отдела новых технологий и главного конструктора отделения “Понтиак" (Pontiac). Предложил несколько оригинальных технических решений. Всего же за свою жизнь запатентовал более 200 изобретений. В1965 г. назначен руководителем отделения "Понтиак", генеральным управляющим и вице-президентом компании. Под его руководством создали известную модель "Понтиак-ГТО". В1969 г. возглавил самое крупное в "Дженерал Моторе" отделение - "Шевроле" (Chevrolet), которое в тот момент пребывало в тяжелом положении. Выведя "Шевроле" из кризиса, получил очередное повышение. Это была последняя ступень в его головокружительной карьере в "Дженерал Моторе" - руководитель операций по выпуску легковых и грузовых автомобилей в Северной Америке. Находясь на одной из вершин власти, Де Ло-риан вступил в противоречие с другими высшими руководителями "Дженерал Моторе" и в конечном итоге был вынужден покинуть компанию. В соавторстве с писателем Райтом (Wright) написал скандальную книгу о закулисной жизни главных лиц “Дженерал Моторе". В 1975 г. им была заложена основа "этического спортивного автомобиля", в конструкции которого использовались принципиально новые технические решения и материалы. Для воплощения в жизнь замысла в 1978 г. зарегистрировал фирму "Де Лориан Мотор" (De Lorean Motor) с производственными площадями в Дублине (Ирландия). Разработку нового автомобиля вела британская фирма "Лотус" (Lotus). По финансовым и технологическим причинам от ряда конструктивных решений пришлось отказаться. В январе 1981 г. началось производство автомобилей DMC12 с кузовами из нержавеющей стали и углепластика, с заднемоторной компоновкой, распашными дверями. Их цена намного превышала первоначально объявленную. В начале 1982 г. фирма была признана несостоятельной, а в сентябре того же года ее закрыли В общей сложности на предприятии Де Лори-ана было выпущено около 8,5 тыс. автомобилей. После краха своей компании конструктор продолжал заниматься разработкой автомобилей и выступал в роли консультанта нескольких автомобилестроительных фирм.