Модена, Италия, 1959-

В 1955 году в Италию приехал молодой, увлеченный автомобилями аргентинец Алехандро де Томазо. Он стал автогонщиком. Два года провел за рулем гоночных “Ма-зерати” (Maserati). Также выступал на автомобилях ОСКА (OSCA). Самым успешным в его спортивной карьере оказался 1958 год, когда де Томазо победил в Ле Мане в своем классе, в 12-часовых соревнованиях в Себринге и в гонке “1000 километров Буэнос-Айреса”.

В 1959 году он основал небольшую фирму и сначала выпускал гоночные автомобили с двигателями OSCA. Первый из них был представлен в конце того же года. Это была машина формулы 2 с 4-цилиндровым мотором в 1,5 л мощностью 135 л.с. на шасси английского “Купера” (Cooper). Потом появился гоночный вариант формулы “Юниор” с двигателем ФИАТ-1100. В 1962 году де Томазо решил попытать счастья в формуле 1 со своим автомобилем с центральной трубчатой рамой и 1,5-литровым мотором “Альфа Ромео" (Alfa Romeo). Потом он разработал компактный горизонтальный двигатель, но так и не решился установить его на новый гоночный автомобиль.

В дальнейшем аргентинец увлекся спортивными машинами. На Туринском автосалоне 1963 года де Томазо представил купе “Валлелун-га” (Vallelunga) с силовым агрегатом и трансмиссией, составлявшим главный несущий элемент центральной балки рамы. На автомобиле установили стандартный 4цилиндровый 1,5-литровый двигатель от легкового “Форда Корсэйр” (Ford Corsair), мощность которого регулировалась по желанию клиента от 105 до 135 л.с. Через два года де Томазо пришел к выводу о необходимости расширения производства, так как первые недорогие модели имели коммерческий успех. К 1967 году относится самое необычное творение де Томазо - короткий городской электромобиль "Рован" (Rowan). Каждое заднее колесо у него приводилось собственным электромотором, запас хода достигал 300 км, а максимальная скорость - 70 км/ч.

Только к 1970 году экономическое положение стабилизировалось, и фирма “Де Томазо” представила спортивную “Пантеру” (Pantera) -мощный и скоростной автомобиль высшего класса с двигателем “Форд” V8 центрального расположения. Одновременно был изготовлен автомобиль формулы 1 по проекту инженера Даллары (Dallara). В 1972 году де Томазо взял контроль над кузовными фирмами “Гиа" (Ghia) и “Виньяле” (Vignale), а вскоре приобрел автомобильные компании “Инно-ченти" (Innocenti) и “Мазера-ти” (Maserati), попытавшись создать миниконцерн по производству престижных спортивных машин. В это время он построил купе высшего класса “Лонгшам" (Longchamps). Во времена нового топливного кризиса де Томазо вошел в состав американского концерна “Форд" и смог спасти свое небольшое предприятие от разорения. Но как только прекратились продажи “Пантеры” в США, он выкупил свою фирму и вновь стал самостоятельным.

Последующие годы вылились в постоянную борьбу за выживание, заставившие аргентинца продать входившие в его консорциум фирмы. Некогда доступные автомобили “Де Томазо” превратились в невероятно дорогие игрушки для сильных мира сего. Спрос на них резко упал, годовое производство насчитывало всего несколько десятков машин и потому поговаривали о крахе фирмы. Но она существует, изредка радуя всех приверженцев мощных и быстрых машин, какими бы финансами они не располагали. В 1993 году “Де Томазо” представила двухместное купе “Гуэра" (Guara) среднемоторной компоновки с силовым агрегатом БМВ (BMW), хребтовой рамой и кузовом из композитных материалов. На Женевском автосалоне 1996 года “Де Томазо" показала 4-местное купе “Бигуа” (Bigua), которое должно заменить легендарную “Пантеру”. Эта машина классической компоновки имеет 8цилиндровый мотор рабочим объемом 4601 см3 мощностью 305 л.с. По самым оптимистическим оценкам их производство не превысит 20 экземпляров в год.

Де Томазо Пантера

“Пантера” - типичный спортивный автомобиль, сочетающий в себе технические и эстетические ценности своего времени. Еще его называли самым красивым цветком в букете, собранном де Томазо. Разработанный в конце 60-х годов и впервые показанный в 1970м, он должен был компенсировать потери от неудачной модели “Мангуста” (Мап-gusta). Последняя имела неправильное распределение массы по колесам и плохую управляемость. “Пантеру" разработал известный американский конструктор Том Тьярда (Tom Tjaarda). Сначала ее собирали на фирме “Гиа”, а потом производство перевели на кузовную фирму “Виньяле”. Машина предлагалась в трех исполнениях: “L", “GTS” и “GT-5”, внешне отличавшихся передними и задними спойлерами и элементами отделки.

Де Томазо Пантера

“Пантера” стала одним из самых сильных соперников знаменитых “Феррари” (Ferrari) по всем техническим и скоростным параметрам, но главным ее достоинством была вдвое меньшая стоимость. “Форд”, ставший вскоре хозяином “Де Томазо”, рассчитывал на ее большой успех на американском рынке, широко открытом для всех технических новинок из Старого Света, особенно роскошных и скоростных машин из Италии. Однако постепенно ужесточение технических требований к автомобилям, продаваемым в США, да и почтенный возраст “Пантеры”, свели спрос на нее до минимума, что серьезно поколебало положение фирмы. Эта машина почти без изменений выпускалась до 1994 года.

Де Томазо Гуара

Де Томазо Гуара

Элегантное и достаточно традиционное для современного автомобильного дизайна спортивное купе “Гуара” появилось в труднейшее для Алехандро де Томазо время. Автомобиль дебютировал на салоне в Женеве весной 1993 года, но мелкосерийная сборка по заказам началась только в 1995-м. “Гуара” имеет хребтовую раму из алюминиевых сплавов, центральнорасположенный силовой агрегат и кузов из композитных материалов. Вместо американского мотора “Форд” де Томазо впервые использовал 4-литровую “восьмерку” немецкой фирмы БМВ вместе с 6-ступенчатой механической коробкой передач.

“Гуара” продолжает лучшие традиции “Де Томазо”: приземистая посадка, низкий и широкий двухместный кузов в вариантах кабриолет или купе высотой 1,18 м при габаритной длине 4,2 м, независимая подвеска всех колес и высокая максимальная скорость - 270 км/ч. При снаряженной массе 1000 кг “Де Томазо-Гуара" разгоняется с места до 100 км/ч всего за 5 с и требует высокой квалификации водителя.