ДОЛМАТОВСКИЙ Юрий Ааронович

1913 - 1999 Россия

НАМИ-013,1951 г.

Отечественный дизайнер, популяризатор автомобильной техники, член Союза журналистов и Союза дизайнеров. Родился в Москве. Окончил школу с чертежно-конструкторским уклоном, Московский полиграфический институт, экстерном - Московский автомеханический институт. В начале 30-х годов работал в конструкторском бюро кузовов Завода им. Сталина (ЗИС). С 1931 г. печатал статьи в журналах "За рулем", "Мотор”, "Автомобильная промышленность" и других.

УАЗ-450,1954 г.

С 1934 г. трудился в НАТИ (НАМИ). Участвовал в создании опытных образцов ряда автобусов. В 1936 г. разработал проект микролитражного автомобиля "ПДП” (Пельтцер, Долматовский, Петров), имеющего заднемоторную компоновку. В 1939_41 гг. работал в конструкторско-экс-периментальном отделе ЗИС. Участвовал в создании ряда конструкций и автобуса вагонного типа ЗИС-17. Одновременно в составе инициативной группы (В. Ростков, И. Рубано-вич, М. Рыжик, Г. Феста, Н. Ханин) проектировал перспективный легковой автомобиль. В годы войны на Ульяновском автозаводе создал ряд кабин и специальных кузовов для грузовика ЗИС-5. С 1943 г. возглавлял в НАМИ конструкторское бюро кузовов и занимался компоновкой автомобилей. Представил опытные образцы грузовиков, в том числе прототипы Урал-375, БелАЗ-540, УАЗ-450 (1954 г.), ряда легковых автомобилей для ЗАЗ, СМЗ, ЛуАЗ, модернизированные образцы "Победы" и "Москвича". Разрабатывал кузова электро- и паромобилей, спортивных, гоночных и специализированных автомобилей. Для ЯАЗ и МАЗ создал эмблемы "Медведь" и "Зубр”, которые устанавливали на капотах. В1949-51 гг. проектировал автомобиль вагонной компоновки НАМИ-013. По той же концепции в 1956 г. построили несколько экспериментальных образцов автомобилей особо малого класса НАМИ-ИМЗ-050 “Белка". В 1958 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1963-70 гг. работал во ВНИИ технической эстетики (ВНИИТЭ) в должности начальника отдела наземного колесного транспорта (отдел №7). Вместе с пришедшим с ним из НАМИ творческим коллективом построил экспериментальные такси ВНИИТЭ-ПТ (1963-64 гг.) и городской автомобиль малого класса "Макси" (1966 г.). Обе машины имели сдвижные двери, ровный пол пассажирского салона, устройства регулировки блока педалей, поворотные передние сиденья. Руководил созданием индивидуального легкового автомобиля классической компоновки "ИЖ-ТЭ", грузопассажирских моделей, ряда мотоциклов и мотороллеров. В 1970-87 гг. возглавлял лабораторию перспективных средств транспорта в НИИАТе, где занимался разработкой электромобилей. Ю.А. Долматовский - автор 16 книг и более 200 статей и очерков, теоретических и исследовательских работ в области архитектуры и композиции автомобиля, методик и стандартов рабочего места водителя.