Для контроля за частотдй вращения коленчатого вала двигателя на автомобили устанавливаются тахометры. На шкалу тахометра наносятся цветные зоны, указывающие допустимую частоту вращение коленчатого вала двигателя (зеленый цвет), опасный скоростной режим двигателя (красный цвет). Цифры на шкале тахометра указывают частоту вращения коленчатого вала (в об/ мин) Шкала тахометра снабжается тремя цветными светофильтрами для сигнальных ламп, размещенных внутри тахометра. Сигнализаторы информирую! водителя о зарядном (разрядном) режиме работы аккумуляторной батареи, о положении воздушной заслонки карбюратора, о включенном состоянии ручного тормоза. На приборною панель тахометр крепится с помощью крепежной скобы В цепь элек-jрооборудования тахометр включается помощью штекерного разъема.

Электрическая схема тахометра  включает в себя блок формирования запускающих импульсов, состоящий из резисторов Rl, R2, конденсаторов С/, С2, СЗ, С4 и стабилитрона VD1. Этот блок подключен к. контактам прерывателя и преобразует затухающие синусоидальные колеб^н^ш (/) в полусинусоидальные импульсы положительного знака (//) Последние подаются как задающий сигнал На одновибра^ор, который преобразует поступающий сигнал в импульс прямоугольной формы с постоянной амплитудой и длительностью (///), частота импульсов определяется частотой входного сигнала.

При подключении тахометра в цепь транзистор VT2 переключается в состояние насыщения. При этом ток базы протекает по цепи R10 — эмиттерный переход R5. Конденсаторы С6 и С5 заряжаются С5 заряжается током, протекающим по цепи R7—РА—R4 — конденсатор С5 — эмиттерный переход транзистора VT2—R5 При этам транзистор VT1 находится в состоянии отсечки, так как его переход база-эмиттер шунтируется эмиттер-коллек-торным переходом транзистора YT2. При размыкании контактов прерывателя образуется запускающий импутьс, который переключает транзистор I 77 в состояние насыщения и через измерительный прибор РА проходит импульс, длительность которого определне.ся параметрами разрядной цепи конденсатора С5 и R10. Транзистор I Т2 под действием обратных связей переключа ется в состояние отсечки

Тип спидометра

Диапазон

показаний

скорости,

км/ч

Цена деления, км/ч

Передаточное отношение к счетному узлу

Посадоч-1 ный диа- 1 летр кор 1 туса, мм!

Применяемость

СП 193

0—180

10

' 1000:1

100

ВАЗ-2106, -2121

11.3823*

624:1

— 1

МАЗ, КрАЗ, КамАЗ

16.3802

0—120

5

624:1

100

Урал-4320; ГА33301, -4301, -53-12; УАЭ-3151, -3303, -374\ -3962

17.3802

0—160

10

1000:1

100

ВАЗ-2104, -2105

25.3802

120

10

624:1

140

|ЗИЛ-4331, -4421

Основные параметры и применяемость спидометров с электрическим 24-вольтным приводом

Тип спидометра

Диапазон показаний скорости. км/ч*

Посадочный диаметр корпуса, мм

Комплектность 1 (датчики) 1

Применяемость

СП110

0-10

85

МЭ301, МЭ301-Б, 1 МЭ302-В

МАЗ-535, -543

СП 125

0—100

85

МЭ301, МЭ301-Б

(БелАЗ, МоАЗ

12.3802

0—120

100

МЭ307; 20.3843

|МАЗ, КамАЗ, КрАЗ

Тип тахо метра

Диапазон измерения, об 1:л\

Передаточное отношение рсхсннзг.та привода та хометра

Напряже ние пита имя, В

Привод

Применяемое! ь

TXI93

0 - 8000

12

Система зажи

ВАЗ 2106, 2121

гания

251 3813

1000 3000

2,4-1

24

Фаза 1енера

КамАЗ 4310, -5320,

тора

5410, КАЗ 4540,

Урал 4322

252.3813

1000 3000

2,6:1

24

То же

МАЗ

254 3813

1000 3000

2,57.1

12

-•

ЗИЛ-4331

Время отсечки транзистора VT2 зависит от длительности разряда конденсатора С5 по цепи VT1 — R5—VD3—R10 Частота импульсов, подаваемых одновибрато-ром на измерительный прибор, равна частоте срабатывания прерывателя, а время разряда конденсатора выбирается меньшим интервала времени меж ду последовательными его размыканиями при максимальной частоте вращения Измерительный прибор магнитоэлектрической системы показывает среднии эффективный ток пропорциональный частоте импульсов, получаемых с одновибратора Амплитуда импульса, подаваемого одновибрато-ром, регулируется с помощью резисто pa R7 в процессе настроики тахометра Для уменьшения погрешности при изменении температуры окружающей! среды в схеме предусмотрен термор^ зистор R3.