При ТР электрооборудования проверяют техническое состояние электрической и механической частей, выполняя разборочно-сбо-рочные работы, изоляционные, паяльные и намоточные операции.

Работу генераторов, стартеров и других агрегатов электрооборудования предварительно, не снимая с машины, проверяют с помощью вольтамперметра и при невозможности ремонта их на месте снимают.

Агрегаты, как правило, частично разбирают, помечая основные детали, чтобы не нарушить балансировку. Предварительно проверяют состояние обмоток. Межвитковые замыкания обычно определяют с помощью дефектоскопов или измерением сопротивления обмоток. Замыкание на корпус обмоток проверяют контрольной лампой или вольтамперметром. После ремонта обмотки пропитывают электроизоляционным лаком.

Визуально определяют состояние щеточно-коллекторного узла. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях. Щетки с высотой менее минимально допустимой подлежат замене (высота зависит от типа генератора и стартера). Пружины, потерявшие упругость, заменяют. Поверхность коллектора должна быть чистой и гладкой. Подгар с коллектора удаляют мелкой шкуркой. Если прогар значительный, коллектор протачивают. После проточки фрезеруют (углубляют) изоляцию между ламелями коллектора на 0,5... 0,8 мм.

Генераторы переменного тока подвергаются ТР в следующих случаях: при подгорании и износе контактных колец; износе шпоночной канавки вала, посадочного отверстия и шпоночного паза шкива; износе гнезда под шарикоподшипник; обрыве контактов внутри выпрямителя и др. Перед разборкой генератора оценивают состояние креплений и проверяют его электрические параметры. После частичной разборки проверяют биение ротора и контактных колец, состояние электроизоляции (убеждаются в отсутствии межвиткового замыкания ротора и катушек статора) и диоды выпрямительного блока.

Генераторы постоянного тока проверяют и ремонтируют аналогично, устраняя при этом повреждения выводных болтов, замасливание и подгорание поверхности коллектора, поломку или ослабление пружин щеткодержателя и восстанавливая рабочую поверхность и шпоночный паз шкива.

Рис. Прибор для проверки якорей генераторов и стартеров; а - обшцй вид прибора; б- проверка замыкания на массу обмотки якоря; в - проверка замкнутых секций якоря; г - выявление места замыкания якоря на массу

После ремонта генератор проверяют на специальном контрольно-испытательном стенде, позволяющем определить его токоскоростную характеристику.

Стартеры обычно ремонтируют в случае замыкания обмоток статора или якоря, при загрязнении или замасливании коллектора и щеток, неисправности сцепляющего механизма, подгорании контактов электромагнитного реле, а также при задевании якорем башмаков статора вследствие износа втулок подшипников. Предварительно визуально определяют состояние выводных зажимов стартера, электромагнитного реле, рабочих поверхностей контактного диска, контактных болтов реле, коллектора, щеток и шестерни привода.

В нормальном состоянии привод стартера должен свободно без заеданий перемещаться по валу и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. Если при испытаниях стартера на ДМ было отмечено проскальзывание шестерни привода, заменяют сцепляющий механизм в сборе. Ленточную резьбу и шлицы вала очищают от грязи и смазывают графитной смазкой. Забоины на торцевых поверхностях зубьев шестерни зачищают напильником. Регулируют зазор между шестерней привода и упорным кольцом, который должен быть 2... 4 мм.

При незначительном подгорании контактные поверхности реле стартера зачищают. При большом износе или значительном подгорании диск переворачивают, а болты поворачивают на 180°.

При значительном люфте вала якоря заменяют втулки в крышках. При сборке стартера шлицевую часть и шейки якоря под вкладыши смазывают, осевое перемещение регулируют (допустимый осевой люфт 0,15 ... 0,20 мм).

Стартеры в сборе испытывают на контрольно-испытательном стенде.

Магнето пускового двигателя подвергают ТР при размагниченности ротора, подгорании или замасливании контактов механизма прерывания тока, пробое или межвитковом замыкании обмоток трансформатора, утечке тока на «массу», наличии трещин в высоковольтном выводе. Сначала проверяют состояние ротора. При износе посадочных мест под подшипники или износе шейки вала под кулачок ротор заменяют. При намагниченности ротора менее 220 мкВ его подмагничивают специальным прибором. После сборки магнето на контрольно-испытательном стенде проверяют искрообразование и состояние высоковольтной изоляции.

ТР регуляторов напряжения и реле-регуляторов заключается в замене перегоревших резисторов, поврежденных обмоток и якорей, соединительных проводов и изолирующих прокладок. При необходимости изготавливают резисторы из нихромовой проволоки соответствующего сечения. Поврежденные контакты зачищают надфилем или шкуркой. Сильно поврежденные контакты заменяют новыми. Отказавшие элементы электронных регуляторов напряжения в основном заменяют. После ремонта электрические параметры реле-регуляторов и регуляторов напряжения проверяют на соответствие требованиям ТУ, как правило, в комплекте с теми генераторами, с которыми они работают в электросхеме машины.

Распределитель зажигания обычно ремонтируют не снимая с машины, т. е. заменяют рычаг прерывателя и стойку неподвижного контакта. После ТР устанавливают начальный угол опережения зажигания в соответствии с указаниями по эксплуатации.

Технология ТР других элементов электрооборудования (тахометра, стеклоочистителя, звукового сигнала и т.п.), контрольно-измерительных приборов, общих коммутационных средств и приборов освещения и световой сигнализации определяется их конструкцией.

Неисправности аккумуляторных батарей: нарушение контакта в выводах, борнах и перемычках; отслоение заливочной мастики от стенок моноблока; механические повреждения моноблоков и крышек (сколы, трещины); деформация или оплавление полюсных выводов и др.

Обычно при ТР аккумуляторной батареи в ЭП выполняют следующие операции: замену моноблока и отдельной (ячеечной) крышки, наплавление (восстановление) полюсных выводов и приварку борна, замену заливочной мастики, заделку небольших трещин моноблока и крышек, промывку банок нейтральным раствором.

Визуально определяют следующие характерные неисправности:

трещины в стенках эбонитовых моноблоков. При раздельных крышках возможны вспучивания и отставание от стенок заливочной мастики, трещины крышек около выводных клемм и заливных горловин;

состояние выводных клемм и заливных горловин батарей, имеющих полипропиленовые полупрозрачные моноблоки.

Нагрузочной вилкой определяют напряжение каждого аккумулятора. При напряжении ниже 1,3 В аккумулятор считается неисправным и подлежит замене или ремонту. По результатам внешнего осмотра и испытания определяют необходимость разборки и вид ремонта с учетом конструкции батареи.

Обычно моноблоки с трещинами, нарушающими герметичность аккумулятора, выбраковывают. Батареи на моноблоках из синтетических материалов с общей крышкой практически не подлежат ремонту (за исключением восстановления сработавшихся или поврежденных полюсных выводов).

В ЭП обычно ремонтируют батареи с отдельными крышками и наружными межаккумуляторными соединениями.

Трещины и отслаивание мастики от стенок моноблока устраняют, расплавляя ее с помощью специального нагревателя или электростамеской. При больших трещинах или сплошном отслаивании мастики ее снимают и после разогрева вновь заливают.

Оплавленный или изношенный полюсной вывод перед восстановлением очищают от окислов и промывают теплым раствором кальцинированной соды. Дополнительный свинец наплавляют с использованием шаблона.

Дефекты моноблоков (трещины, сколы) устраняют с учетом их материала, т. е. для заделки трещин эбонитовых моноблоков обычно применяют клеи на основе эпоксидной смолы, а заделка батарей из термопласта или полипропилена может производиться заклеиванием или приваркой заплат из аналогичного материала.

Рис. Отражательная печь для разогрева мастики: 1 - направляющий паз; 2- керамическая трубка; 3 - металлическая пластина; 4 - рукоятка; 5 - корпус (отражательный колпак); 6- фарфоровый ролик; 7- спираль накаливания; 8- стальная планка; 9- шторка; 10- розетка

После ремонта в аккумуляторную батарею запивают электролит и заряжают ее. На каждом аккумуляторе заряженной батареи ЭДС должна составлять 2,1 В, а напряжение при проверке нагрузочной вилкой должно быть не ниже 1,7 В в течение 5 с. Емкость аккумуляторной батареи после ремонта должна составлять не менее 80 % от ее номинальной емкости.