На землеройных машинах устанавливаются свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, при техническом обслуживании которых производят следующие действия:

не реже одного раза в две недели очищают от пыли и грязи батарею и окислившиеся выводы и наконечники проводов. При этом электролит, попавший на поверхность батареи, вытирают чистой ветошью, смоченной нашатырным спиртом или 10%-ным раствором кальцинированной соды;

проверяют плотность крепления батареи в гнезде, а наконечники проводов смазывают техническим вазелином;

проверяют и при необходимости прочищают вентиляционные отверстия в пробках;

проверяют уровень электролита во всех аккумуляторах и при необходимости доливают дистиллированную воду до уровня, превышающего на 10... 15 мм защитную решетку пластин (электролит доливают только в случае его утечки или расплескивания).

При втором техническом обслуживании проверяют плотность электролита с помощью ареометра, внося соответствующую поправку на температуру (табл. 7.3).

Таблица 7.3

Поправки к плотности электролита на температуру

Температура электролита, °С

+45

+30

+ 15

0

-15

-30

Поправка к плотности, показанной ареометром, т/см3

+0,02

+0,01

0

-0,01

-0,02

-0,05

Плотность электролита должна также соответствовать нормам, установленным для данного климатического района с учетом времени года (табл. 7.4).

Таблица 7.4

Нормы плотности электролита для различных климатических районов

Климатический район

Время года

Плотность электролита, т/см3, при +15 °С и зарядке батареи

полной

25%

50%

75%

Крайний Север

Зима

1,31

1,27

1,23

1Д9

с температурой ниже-40 °С

Лето

1,27

1,23

1,19

1,15

Центральный

Зима

1,29

1,25

1,21

1,17

с температурой зимой до -35 °С

Лето

1,27

1,23

1,19

1,15

Южный

Зима

1,27

1,21

1,17

1,13

Лето

1,25

1,21

1,17

1,13

Если при проверке окажется, что плотность электролита выше приведенных в табл. 7.4 норм для полностью заряженной батареи, из аккумуляторов отбирают ареометром часть электролита и доливают дистиллированную воду. Затем дают зарядный ток и через 30 мин снова проверяют плотность электролита. Разность плотности электролита в отдельных аккумуляторах одной батареи не должна превышать ± 0,02 г/см3. По падению плотности электролита с помощью нагрузочной вилки можно определить степень разряжен-ности батареи. Для практических расчетов можно принять, что уменьшению плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует разряд батареи на 6 %. Заряд аккумуляторной батареи производится током, равным1/10... '/13 от номинальной емкости батареи.

Подзарядку батарей проводят до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита будут оставаться постоянными в течение 2 ч.