Турин, Италия, 1899-

История ФИАТа начинается в 1898 году, когда инженер Джованни Баттиста Чейрано (Giovanni Battista Ceirano) заключили договор с группой туринских предпринимателей и финансистов о разработке нового автомобиля на вновь создаваемой фирме. До этого Чейрано в своей маленькой мастерской неподалеку от дома влиятельного предпринимателя Джузеппе Лянчи (Giuseppe Lancia) занимался производством велосипедов. Прототип первого автомобиля “Веллейс" (Welleyes), который был готов в марте 1899 года, разработал Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli). На нем установили 2-цилиндровый двигатель рабочим объемом всего 663 см3и 2-ступенчатую коробку передач. Четыре месяца спустя “Фабрика Итальянских Автомобилей в Турине” (Fabbrica Italiana Automobili Torino), сокращенно F.I.A.T. (Ф.И.А.Т.), купила фирму “Чейрано’’. Новой компанией руководили предприниматель Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), граф Карло Бискаретти ди Руффиа (Carlo Biscaretti di Ruffia) и финансист Эммануэле Брикеразио (Emanuele Bricherasio). Нашлось место и для многих сотрудников “Чейрано”, среди которых были конструктор Фаччиоли, гонщик Феличе Наццаро (Felice Nazzaro) и техник Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia), будущий основатель известной фирмы, сын Джузеппе Лянча. Первым ФИАТом стал автомобиль, построенный на фирме “Чейрано”, но уже с иным оппозитным мотором мощностью 3,5 л.с расположенным сзади.

В 1901 году технический директор ФИАТа заказал Фаччиоли разработку новой модели с двигателем установленным спереди, но тот отказался. В 1902-м инженер Энрико (Enrico) создал более мощный автомобиль с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4,2 л, в котором явно просматривалось сходство с “Мерседесом” (Mercedes). В 1904 году деревянную раму заменили на стальную, а сцепление практически скопировали с “Мерседеса”. Тогда же выпустили небольшую партию роскошных автомобилей с 4-цилиндровым мотором в 10082 см3 мощностью 60 л.с., с трансмиссионным тормозом, с водяным охлаждением.

В конце 1906 года исчезли точки между буквами в названии Ф.И.А.Т., с этого времени оно официально пишется ФИАТ. Годом позже ФИАТ изготовил первую машину с 6-цилиндровым мотором в 11034 см3 и пневматическим стартером. Первым ФИАТом, получившим широкое распространение, стал выпущенный в 1912 году “Дзеро" (Zero) с мотором рабочим объемом 1846 см3. После окончания первой мировой войны появился серийный ФИАТ-501, разработанный инженером Кавалли (Cavalli). Его производство прекратили в 1926 году, изготовив 45 тысяч машин. ФИАТ-501 был довольно простой и недорогой машиной с 1,5-литровым 4-цилиндровым двигателем. Кроме подобных неприхотливых и массовых автомобилей, фирма производила более сложные и дорогие модели. Например, “Супер-ФИАТ” — роскошный автомобиль с 12-цилиндровым 6,8-литровым мотором, который, правда, не был принят покупателями: с 1921 по 1923 год построили всего 30 экземпляров. Несмотря на это, ФИАТ повторил попытку завоевать место в секторе престижных машин, на этот раз с моделью “519”, оснащенной 6-цилиндровым двигателем меньших размеров рабочим объемом 4,8 л и гидромеханическим усилителем тормозов. Ее выпускали до 1929 года.

В 1925-м ФИАТ представил более современный и легкий автомобиль “509” с мотором всего в 990 см3 с верхним распределительным валом. В 1929 году его сменила более мощная модель “514” с двигателем в 1440 см3, которая, не имела коммерческого успеха, хотя немецкая фирма НСУ (NSU) купила лицензию на ее производство и выпускала под маркой НСУ-ФИАТ. В конце 20-х ФИАТ выпустил комфортабельные модели “521” и “525” с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом соответственно 2516 и 3740 см3. Модель “521” являлась первым автомобилем марки ФИАТ с гидравлическим приводом тормозов. В 1932-м компания сделала большой шаг вперед, начав массовое производство недорогой модели “508 Балилла” (Balilla), названной в честь молодежной фашистской организации Италии. Она оснащалась 4цилиндровым двигателем в 995 см3 с верхними клапанами мощностью 25 л.с. в стандартном исполнении. Спортивный вариант этой машины с элегантным кузовом фирмы “Гиа” (Ghia) имел форсированный мотор в 35 л.с. По лицензии “Балилла” выпускалась также фирмой НСУ в Германии, чешской фирмой “Вальтер” (Walter) и в Польше под маркой “Польски-ФИАТ” (Polski-FIAT). С лицензионного производства “Балиллы” начинала свою деятельность и французская СИМКА (SIMCA).

Для новой модели “1500” в 1936 году ФИАТ использовал центральную трубчатую раму, более совершенный аэроди-намичный кузов и независимую подвеску передних колес системы “Дюбоннэ” (Dubonnet). В конце того же года появился эпохальный “ФИАТ-500 Тополино” (Topolino) с небольшим, установленным спереди 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом всего 570 см3, который обеспечивал легкой машине максимальную скорость 88 км/ч. Этот 2-местный автомобиль нес много прогрессивных решений: независимая подвеска передних колес, гидравлические тормоза, синхронизированная коробка передач. Все это, при низкой цене, сделало его очень популярным. Без существенных изменений “Тополино” выпускали до 1 948 года.

В 1937-м появился ФИАТ-1100 с независимой подвеской передних колес, который стал развитием модели “508”. Его отличали высокая для своего класса мощность и великолепные ходовые качества. Максимальная скорость достигала 113 км/ч. В тот период эти популярные малолитражки стали основной продукцией “ФИАТа”, но, выпустив роскошный автомобиль ФИАТ-2800 с 6-цилиндровым двигателем в 2852 см3, концерн доказал, что способен делать и более престижную продукцию.

После второй мировой ФИАТ долго не предлагал особых новинок. Вплоть до 1950 года единственным нововведением, достойным упоминания, была классическая модель “1400” с несущим кузовом и короткоход-ным двигателем (диаметр цилиндра и ход поршня: 82 х 55 мм). В 1952-м на рынок поступил спортивный автомобиль “V8”, производившийся малыми сериями. Машину оснастили 8-цилиндровым V-образным 2-литровым двигателем. Кузов разрабатывала фирма “Гиа” (Ghia). В 1953 году появился обновленный вариант довоенного ФИАТ-1100 - модель “Нуова-1100" (Nuova) с несущим кузовом. В 1955 году последнюю серию “500С Тополино” сменила модель “600”, принесшая ФИАТу еще большую известность. В 60-е годы продажи этого популярного малогабаритного автомобиля с задним расположением двигателя рабочим объемом всего 633 см3, превысили миллион экземпляров.

Всемирную славу ФИАТу принесла микролитражка “Нуова-500” с 2-цилиндровым верхнеклапанным двигателем воздушного охлаждения в 499 см3, выпущенная в 1957 году. За 15 лет изготовили свыше 3 миллионов этих автомобилей, после чего в производство запустили модель “126”.

Концептуально схожий с моделями “500" и “600”, заднемоторный ФИАТ-850, являясь автомобилем более высокого класса, имел уже рядный 4-цилиндровый двигатель. Популярная модель 1966 года - ФИАТ-124 с двигателем в 1197 см3 - стала прообразом первого советского массового автомобиля ВАЗ-2101 “Жигули”. В том же 1966-м были представлены достаточно дорогие, на фоне массовой продукции ФИАТа спортивные “Дино Спидер" (Dino Spider) и “Дино Купе” (Dino Coupe), разработанные в содружестве с фирмой “Феррари” (Ferrari), оснащенные мотором “Дино” V6 рабочим объемом 1987 см3. В 1967 году началось производство седана ФИАТ-125 с 4-цилиндровым двигателем в 1608 см3 с двумя верхними распределительными валами. Видоизмененный вариант этой модели через некоторое время стали собирать в Польше под маркой “Поль-ски-ФИАТ". Параллельно некоторое время выпускались модели “1500L" (1481 см3), “1800В” (1795 см3) и “2300” (2279 см3). В 1969-м ФИАТ присоединил к себе фирмы “Лянча” и “Феррари", а через два года -“Абарт” (Abarth). Тогда же состоялась эпохальная для ФИАТа премьера первого переднеприводного автомобиля модели “128”, а также демонстрация мощного комфортабельного седана "130", оснащенного двигателем V6 в 2866 см3 мощностью 160 л.с. и автоматической коробкой передач.

В 1971 году концерн выпустил очередную переднеприводную модель “127" с поперечным верхнеклапанным 4цилиндровым двигателем рабочим объемом 903 или 1049 см3. Более просторный ФИАТ-128 поступил в продажу с моторами в 1116 и 1290 см3. Вскоре ФИАТ-124 заменили на “131 Мирафьори" (Mira-fiori) - по названию головного завода в Турине. Этот седан с более современным дизайном выпускали с двигателями в 1297 или 1585 см3 в различных комплектациях. В продажу поступила также его спортивная версия “Абарт” для дорожных гонок и ралли с форсированным мотором, независимой подвеской задних колес и 5-ступенчатой коробкой передач.

Социальные исследования ФИАТа в 70-х годах показали, что в обществе изменилось представление о "народном автомобиле”, который теперь имел право стать более солидным и дорогим. Эту роль неплохо исполнял легкий ФИАТ-126, но руководство концерна решило запустить в серийное производство довольно комфортабельный и дорогой ФИАТ-132 с 4-цилиндровыми двигателями в 1585 и 1995 см3. И все же крупномасштабный выпуск автомобиля такого класса оказался преждевременным.

Двухместному спортивному автомобилю “Х1/9”, представленному в 1973 году, по концепции ФИАТа отводилась роль“спортивного народного автомобиля". Его отличали оригинальный дизайн и центральное расположение двигателя рабочим объемом 1290 см3, который с 1978 года увеличен до 1498 см3. Несмотря на оригинальность и невысокую цену, спрос на него оказался также невысоким.

В 1980 году ФИАТ приступает к реализации новой программы, первенцем которой стала малолитражная “Панда” (Panda) с подчеркнуто угловатыми формами и двумя вариантами двигателей: модель "Панда-30” оснащалась 2-цилиндровым мотором в 652 см3 воздушного охлаждения, а на “Панде-45” стоял 4-цилиндровый агрегат в 903 см3 жидкостного охлаждения. Позднее серия “Панда” пополнилась модификацией с приводом на все колеса.

В январе 1983 года ФИАТ представил массовый автомобиль “Уно” (Uno), являвшийся результатом самых крупных финансовых инвестиций в истории фирмы -1000 млрд. лир. В 1984-м за ним последовала “Регата” (Regata) - седан на базе двухобъемного “Ритмо” (Ritmo), который в свою очередь сменила модель “Мирафьори”. Годом позже концерн представил замену устаревшему ФИАТ -132 - комфортабельный переднеприводный седан “Крома" (Croma), ставший первым итогом совместной деятельности фирм ФИАТ, “Лянча” и шведской СААБ (SAAB). На нем использовались рядные 4-цилиндровые бензиновые двигатели, в том числе и с турбонаддувом, а также дизельные моторы. Многие детали шасси “Кромы” были идентичны машинам “Лянча Тема” (Thema) и СААБ-9000. Компактный “Ритмо” в 1988 году сменила оригинально стилизованная двухобъемная модель “Типо" (Tipo), вызвавшая одновременно очень много нареканий и подражаний. С двухлетней задержкой на базе “Типо” выпустили 4-дверный седан “Темпра” (Tempra), а затем 5-дверный грузопассажирский универсал.

В 1992-м ФИАТ показал компактный микролитражный автомобиль “Чинкуе-ченто” (Cinquecento), в переводе просто “пятисотый”, продолживший серию народных автомобилей, начатую простенькими “Тополи-но” и ФИАТ-500. 1993 год ознаменовался появлением популярного сегодня в Европе семейства моделей особо малого класса “Пун-то” (Punto) и спортивного автомобиля “Купе”(Coupe)с кузовом “Пининфарина” (Pininfarina), за которым последовал небольшой 2-местный кабриолет “Баркетта" (Barchetta), созданный на шасси “Пунто”. В 1995-м гамму малого класса “Типо” заменило новое вполне удачное семейство “Браво” (Bravo) и “Брава” (Brava) -технически идентичные машины с трех- и пятидверными кузовами. В конце 1996 года семейство пополнилось седаном “Мареа” (Магеа), заменившим “Тем-пру” и “Крому”. Замыкает программу 7-местный универсал повышенной вместимости “Улисс" (Ulysse). Экспансия ФИАТа на мировом автомобильном рынке привела к появлению в 1996 году нового семейства - “Па-лио” (Palio), названного “всемирным автомобилем” и предназначенного для производства в развивающихся странах.

ФИАТ-501

ФИАТ-501, разработанный Карло Кавалли (Carlo Cavalli), стал первым итальянским легковым автомобилем массового производства. Он обладал очень прочной рамой, классическим 4-цилиндровым мотором с боковыми клапанами и тремя коренными подшипниками коленчатого вала. Решение в пользу 4-ступенчатой коробки с очень высоким передаточным отношением на первой ступени и усиленным охлаждением двигателя приняли по “топографическим причинам”: в условиях Италии мотор лучше тянул в гору и не перегревался.

В течение пяти лет, пока выпускался ФИАТ-501, на его шасси изготовили несколько модификаций. В 1921 году выпустили спортивную версию “501S”, а в 1923-м ввели тормоза на передних колесах. В 1924 году в продажу поступил ФИАТ-502 - дпиннобазный вариант “501-го”. В 1926-м, выпустив более 45 тысяч автомобилей, производство ФИАТа-501 прекратили.

ФИАТ-509

Появление в 1924 году этого малолитражного автомобиля вызвало такой большой интерес, что его называли “историческим событием для всей Италии”. ФИАТ-509 оснащался двигателем рабочим объемом 990 см3 с верхним распределительным валом, а его тормоза на всех колесах считались просто великолепными. Однако мотор всего с двумя коренными подшипниками коленчатого вала оказался недостаточно надежным. Для устранения этого недостатка вариант “509А” 1926 года оснастили улучшенной системой смазки. Спортивный ФИАТ-5095 оснащался более мощным двигателем и развивал максимальную скорость 96 км/ч. Не оправдал ожиданий создателей его обтекаемый двухместный кузов с округлой задней частью. Позднее были построены более мощные варианты:“509 Спорт Монца”, достигавший скорости 105 км/ч, и низкорамный ФИАТ-509ММ с компрессорным двигателем, скорость которого доходила до 129 км/ч. Объем производства этого легкого автомобиля к концу 1929 года достиг 90 тысяч.

ФИАТ-509 Спидер

ФИАТ-508Э Балилла Спорт

ФИАТ-508Б Балилла Спорт

До 1933 года ФИАТ редко отваживался на серийное производство спортивных автомобилей, а в тех случаях, когда это происходило, выпуск ограничивался несколькими экземплярами. Все изменилось с моделью ФИАТ-5085, очень красивой спортивной версией популярной “Балиллы”. Миниатюрный 2местный кузов с красиво изогнутыми крыльями и “плавником” в задней части получил заслуженное признание. Эту достаточно мощную в своем классе машину использовали в соревнованиях гонщики не только Италии, но и Великобритании, Франции, Германии и Польши. Первые “508S” оснащались двигателем с боковыми клапанами, но уже в 1933 году в гонке “Милле Милья” на третье место в классе до 1100 см3 вышла “Балилла Спорт” с верхнеклапанным двигателем, специально для нее подготовленным на фирме “Сиата” (Siata). С 1934-го такой мотор начали выпускать серийно. ФИАТ-5085 известен также в вариантах: “Спидер Нормаль” с очень длинными изогнутыми передними крыльями, “Спидер Корса" для дальних пробегов и “Берлинетта Аэродинамика” с обтекаемым кузовом купе.

ФИАТ-500 Тополино

ФИАТ-500, разработанный инженером Франко Фессия (Franco Fessia), был необычным для своего времени миниатюрным и экономичным автомобилем. При равномерном движении он потреблял менее 6 л бензина на 100 км. Несмотря на внешнюю простоту, в нем воплощены многочисленные передовые технические решения. Например, использовалась независимая подвеска передних колес и рама Х-образной формы с отверстиями для снижения ее массы. Небольшой 4-цилиндровый двигатель в одном блоке с картером сцепления и коробкой передач стоял на переднем конце рамы. Все это крепилось на штампованном подрамнике, усиливавшем жесткость шасси. Сдвигающиеся боковые стекла без торчащих из дверей ручек стеклоподъемников позволили несколько увеличить полезный объем салона. В задней части кузова имелся багажник, где при необходимости можно было установить одно-два съемных сиденья для детей. За небольшие размеры и симпатичный дизайн ФИАТ-500 прозвали “Тополино" (“Мышонок”), что впоследствии стало его официальной маркой.

После войны был выпущен ФИАТ-500В с верхнеклапанным мотором и увеличенной до 16,5 л.с. мощностью. “Тополино’’ производился также во Франции фирмой СИМКА. В Италии последний ФИАТ-500С собрали в 1955-м.

ФИАТ-500 Тополино

ФИАТ-600

На одном из заседаний правления концерна ФИАТ в 1951 году было решено заменить устаревший “Тополино” более современной и комфортабельной моделью. Обедневшее за годы войны население Италии нуждалось в простом и доступном средстве передвижения. Определили и основные требования к “народному автомобилю”: скорость не ниже 85 км/ч, максимально облегченный кузов вместимостью 4 человека. ФИАТ-600 получил прогрессивный для своего времени и очень легкий двигатель. Чтобы сделать его простым и недорогим, мотор изготовили с минимально возможным количеством деталей. Например, всасывающий патрубок отливался заодно с головкой блока цилиндров. Несложная передняя независимая подвеска монтировалась на одной поперечной рессоре. Новую микролитражку длиной всего 3215 мм представили 10 марта 1955 года на автосалоне в Женеве. Ее 4цилиндровый двигатель рабочим объемом 633 см3 развивал 21,5 л.с., а максимальная скорость достигала 95 км/ч. Годом позже представили версию с откидывающимся брезентовым верхом. Особой любовью пользовалась “Мультипла” (Multiple) -миниатюрная грузопассажирская машина с 4-дверным кузовом вагонной компоновки (сейчас их называют однообъемными), изготовленная на базе ФИАТ-600. В 1957 году мощность мотора пятой серии ФИАТ-600 возросла до 24,5 л.с. В июле 1960-го на рынок поступила последняя модификация автомобиля ФИАТ-6000 с двигателем рабочим объемом 767 см3 мощностью 29 л.с. В 1970 году производство ФИАТ-600 прекратили. Всего было изготовлено 2590 тысяч ФИАТ-600, из них 110 тысяч в версии “Мультипла”.

ФИАТ Нуова-500

“ФИАТ Нуова-500" был представлен летом 1957 года, как развитие концепции знаменитого 2-местного “ФИАТ-500 Тополино”. Его технический уровень был довольно высок для класса микроавтомобилей того времени. На нем впервые использовано воздушное охлаждение заднего 2-цилиндрового двигателя рабочим объемом 479 см3 и мощностью 13 л.с. при 4000 об/мин. Максимальная скорость составляла 85 км/ч. Вопреки ожиданиям руководства ФИАТа, новая модель не произвела на публику ожидаемого впечатления, поэтому осенью того же года на автосалоне в Турине была представлена улучшенная версия. Мощность мотора увеличили до 15 л.с., а скорость возросла до 90 км/ч. В интерьер внесли многочисленные изменения:    опускающиеся    боковые стекла, солнцезащитный козырек, переключатель света на рулевой колонке. Предлагалась и упрощенная версия той же мощности, но в первоначальной комплектации.

ФИАТ-600

В середине 1958 года дебютировал “ФИАТ-500 Спорт" с двигателем в 499,5 см3 мощностью 21,5 л.с. Он имел двухцветный кузов и развивал скорость 105 км/ч. Через два года появился ФИАТ-5000 с двигателем, как на спортивном варианте. В марте 1965 года на рынок поступил ФИАТ-500Р с дверями на расположенных сзади петлях. В 1968 году на более комфортабельную версию “500L” внесли изменения: более солидный бампер, аналогичная ФИАТ-850 панель приборов, а также радиальные шины.

В 1972 году на автомобильном салоне в Турине ФИАТ представил новую модель “126”, ставшую более современным и привлекательным наследником ФИАТ-500. Ее производство вскоре перевели в Польшу, где ей присвоили обозначение “Польски-ФИАТ-126Р”. А тем временем ФИАТ-500 продолжал выпускаться и далее в версии “500R” с упрощенной отделкой и двигателем рабочим объемом 594 см3 в 18 л.с. До окончательного прекращения производства в августе 1975 года было собрано около 4 миллионов ФИАТ-500 всех вариантов. Его преемник ФИ-АТ-126Р, до сих пор выпускается в Польше, где он известен под прозвищем “Малюх” (“Малыш”).

ФИАТ-124 Спорт Спидер

На автомобильном салоне в Турине в 1966 году концерн представил “Спорт Спидер” (Sport Spider), открытую спортивную версию популярной модели ФИАТ-124. Новая модель с кузовом фирмы “Пининфарина” (Pininfarina) имела 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 1438 см3 с двумя верхними распределительными валами, механическую 5-ступенчатую коробку передач и неразрезную балку заднего моста. Через три года внешность частично переработали, и в результате автомобиль получил запоминающуюся переднюю облицовку с двумя глубокими выемками под фары. На капоте появился “холмик”: на модель поставили более крупный двигатель в 1608 см3 мощностью 110 л.с. от модели “ФИАТ-125 Спечиале" (Speciale). Тормозную систему в связи с повышением мощности двигателя усилили. Другие, более радикальные изменения произведены в августе 1972 года, когда “Спидер” поступил в продажу как со стандартным, так и с новым 1,8-литровым мотором мощностью 118 л.с. Этот вариант, разгонявшийся до 185 км/ч, стал особенно популярен у молодежи. Кроме того, в начале 70-х концерн ФИАТ решил вернуться в автоспорт, подготовив для этого “ФИАТ-124 Абарт-Спи-дер”, имевший успех на многочисленных соревнованиях, прежде всего в ралли. Во времена энергетического кризиса, который разразился в Европе в 1974 году, машину начали поставлять на более богатый рынок США, где она пережила “вторую молодость”. Чтобы приспособить ее к строгим американским экологическим нормам, “Спидер” оснастили 2литровым двигателем с пониженным содержанием вредных примесей в отработавших газах, развивавшим мощность только 87 л.с. Вскоре появилась модификация с впрыском топлива. В 1982 году ФИАТ решил уйти с американского рынка, а “Спидер” снова стали продавать в Европе под новым названием “Спидер Европа” (Spider Europa). Часть машин продавалась под маркой “Пининфарина”.

ФИАТ-127

Весной 1971 года появился ФИАТ-127,    популярный 2-дверный седан, сменивший ФИАТ-850. Он имел столь большой успех, что только в течение первых трех лет выпустили более миллиона этих машин. Для новой модели концерн использовал привод на передние колеса, опробованный до того на “Аутобьян-ки Примула" (Autobianchi Primula), а потом на ФИАТ-128, от которого ФИАТ-127 унаследовал независимую подвеску, дисковые тормоза и рулевое управление, а двигатель мощностью 47 л.с. рабочим объемом 903 см3 - от “ФИАТ-850 Спорт”. Ровно через год ФИАТ представил на автосалоне в Женеве 3-дверную версию, которая отличалась откидывающейся вверх задней дверью, - увеличенного размера хэтчбек. В 1977-м программу расширили за счет введения нового мотора рабочим объемом 1050 см3 в 50 л.с. Более мощный 70-сильный спортивный вариант мог разгоняться уже до 160 км/ч. В апреле 1980 года публике представили 5дверную версию “127С”. Ее базой послужил 4-дверный СЕАТ-127 (SEAT), выпускавшийся с <1976 года испанским филиалом ФИАТа. В том же году появился грузопассажирский вариант “Панорама” (Panorama), разработанный на базе ФИАТ-147 бразильского производства. Дальнейшим этапом в истории ФИАТ-127 стал год 1981-й, когда появилась дизельная версия с мотором рабочим объемом 1301 см3 мощностью 45 л.с., на которой использовался кузов модели “147”.

Общий объем выпуска составил 5 миллионов экземпляров. ФИАТ-127 стал одной из самых продаваемых моделей концерна.

ФИАТ Ритмо

“Ритмо”, дебютировав в 1978 году на автомобильном салоне в Турине, сразу привлек внимание своим оригинальным дизайном. Вначале эта модель предлагалась с 3-или 5-дверным кузовом, с 4-или 5-ступенчатой коробкой передач и двигателями рабочим объемом 1,1; 1,3 и 1,5 л. В качестве особого оснащения для 1,5-литровой версии можно было получить автоматическую гидромеханическую 3ступенчатую коробку передач фирмы    “Фольксваген” (Volkswagen). Через год гамму расширили введением “Ритмо-60" с двигателем в 1050 см3 бразильской сборки. В том же году 1,5-литровый “Ритмо" поступил на рынок США под названием “Страда” (Strada). Для выполнения строгих американских требований по составу отработавших газов его мощность снизили до 65 л.с. при 5100 об/мин, чего, однако, вполне хватало, чтобы с автоматической коробкой передач развивать скорость 150 км/ч. Отдавая должное требованиям покупателей о снижении расхода топлива, в феврале 1980-го появился дизельный 1,7-литровый вариант. Через год выпустили серию “Ритмо Супер”, с 1,3- и 1,5-литровыми двигателями повышенной мощности и улучшенной отделкой. Специально для автоспорта были разработаны модификации “Ритмо Абарт-125ТС” (позднее “130ТС”) с двигателем рабочим объемом 2 л мощностью 125 л.с., достигавшие скорости 190 км/ч. В целом серия “Ритмо” состояла из следующих вариантов: “60L”, “60GL”, “60ES” (особо экономичный), “60S”, “70GL Аутоматик” (с автоматической коробкой), “70S”, “100S", “130 Абарт-ТС”, “Дизель L" и, наконец, “Дизель CL”. Кроме этого, с 1983 года на шасси “Ритмо” производился 4-дверный седан “Регата”, а сам “Ритмо" выпускали в Испании как “СЕАТ Ронда” (Ronda).

ФИАТ Х1/9

Спортивное 2-местное купе “Х1/9” олицетворяло попытку ФИАТа наладить массовое производство недорогого автомобиля с центральным расположением двигателя по образцу престижных скоростных машин. Достаточно мощный 75-сильный мотор от ФИАТ-128 обеспечивал ему великолепные ходовые качества и скорость до 170 км/ч. Разработанный на фирме “Бертоне" (Bertone) кузов угловатой формы, с убирающимися фарами скоро стал классикой малых спортивных машин, а приверженцы быстрой езды приходили в восторг от съемной крыши и необычайно высоких для машин такого класса ходовых качеств. Когда в начале 80-х решено было прекратить производство “X1 /9”, отовсюду стали приходить просьбы о его возобновлении, поэтому фирма “Бертоне” некоторое время продолжала выпуск, модели своими силами.

ФИАТ Уно

После энергетического кризиса 70-х годов, подорвавшего позиции ФИАТа на европейском рынке, только в 1983-м концерну удалось отвоевать утраченнные позиции. Этому способствовало появление нового автомобиля массового спроса “Уно” -современной машины с ярко выраженной клиновидной передней частью и коротким задком, поступившей в продажу с 3- и 5-дверными кузовами. В 80-е годы “Уно” имел огромный успех в своем классе. Например, в первые годы его производства каждый третий автомобиль, выпущенный в Италии, носил эту марку. На первых моделях в базовой комплектации использовался устаревший двигатель в 903 см3, аналогичный тому, которым оборудовали ФИАТ-127. В 1985 году появился мотор новой серии “Файр” (Fire) рабочим объемом 999 см3, производимый по новой автоматизированной технологии на роботизированной линии. Кроме того, впоследствии применялся ряд других, более мощных бензиновых и дизельных моторов. Например, мощность двигателя с турбонаддувом модели “Уно Турбо" первоначально составляла 100 л.с., а с 1989 года - 114 л.с. Эта машина развивала скорость более 200 км/ч, а время разгона с места до 100 км/ч не превышало 8 с.

ФИАТ Темпра

Появившийся в 1990 году седан “Темпра" был создан на базе 5-дверного хэтчбека “Типо”. Конструкция и комплектация обоих практически не отличались, включая рядные 4-цилиндровые моторы рабочим объемом от 1,4 до 2,0 л мощностью от 71 до 115 л.с. В самом мощном исполнении “Темпра” массой 1200 кг разгонялся с места до 100 км/ч за 10,5 с. Кроме этого, устанавливались два дизеля объемом 1,7 и 1,9 л мощностью 65 и 90 л.с. (последний с турбонаддувом). “Темпра” считалея прямым наследником трехобъемной “Регаты” и потому предлагался также в грузопассажирском варианте “Стейшн Вэгон” (Station Wagon) с повышенной вместимостью грузового отсека. В 1992-м появилась полноприводная модификация этой машины. С 1996 года “Темпру” заменила “Мареа”.

ФИАТ X1/9

ФИАТ Темпра

ФИАТ Браво/Брава/ Мареа

С уходом со сцены популярного легкового автомобиля “Типо'’ руководство концерна заменило его в середине 1995 года новой серией, состоящей из двух идентичных по конструкции машин малого класса, но с двумя разными кузовами типа хэтчбек. Ничего нового в этом не было, но впервые в истории концерна каждая модель получила свое собственное имя: 3-дверная -“Браво", а ее 5-дверный собрат - “Брава1’. Это семейство не родилось внезапно, а уже год поступало на рынок в облике аналогичных машин фирмы “Альфа Ромео" - моделей “145" и “146”. Во многом надежды на новые ФИАТы оправдались, хотя и не в такой степени, как предполагалось. Оба автомобиля как две капли воды походили один на другой, и покупатели никак не могли запомнить, какой из них “Браво", а какой “Брава". Скругленная форма, массивные бамперы и узкие световые приборы смотрелись очень неплохо, но ничего революционного не привнесли.

Автомобили предлагались с семью разными бензиновыми и дизельными двигателями рабочим объемом 1,4-2,0 л, мощностью от 65 до 147 л.с., и по большинству технических деталей и параметров практически не отличались от конкурентов.

В 1996 году на базе этой серии разработан седан “Мареа” (Магеа), немедленно получивший признание на западноевропейском рынке. Его вполне можно назвать подросшим до полноценного среднего класса вариантом "Брава”: при одинаковых стилевых решениях и общей конструкции у “Мареа” увеличенные габаритные размеры, более дорогая отделка, шире выбор предлагаемого дополнительного оборудования. Единственный вариант, поставляемый в Россию, - “Мареа” с 1,8-литровым бензиновым двигателем, оснащенным четырьмя клапанами на цилиндр, электронным управлением впрыском топлива и зажиганием - обладает достойной для автомобиля этого класса динамикой: развивает максимальную скорость около 200 км/ч и разгоняется с места до 100 км/ч за 9,9 с. В системе зажигания применяется активная система управления свечами, обеспечивающая высокую экономичность: на средней скорости 90 км/ч - 5,9 л, и в условном городском цикле - 10 л на 100 км. Грузопассажирский “Мареа Уикэнд” (Marea Weekend) имеет внушительное по объему багажное отделение объемом 0,5 м3, а со сложенным задним сиденьем - 1,55 м3. Задний бампер откидывается простым нажатием кнопки, превращаясь в дополнительную полку, выдерживающую груз массой до 250 кг.

ФИАТ Купе

ФИАТ Купе

Более 20 лет ФИАТ игнорировал “настоящие” спортивные автомобили, предоставляя возможность мелким фирмам предлагать на рынке свои конструкции, создаваемые, как правило, на шасси серийных легковых машин. Это негативно сказывалось на авторитете концерна до конца 1993 года, когда на рынке появилось спортивное купе, названное весьма незамысловато - “Купе”. Возвращение концерна к спортивным машинам через полтора года подтвердил легкий родстер “Баркетта”.

При первых появлениях “Купе” на салонах автомобильная пресса отнеслась к нему, мягко говоря, неодобрительно. “Машина высокая, расхлябанная, предпочитающая яркие мешковатые одежды. У нее старомодные крупные черты и великоватый верх, напоминающий копну волос”, - писал британский журнал “Кар". Действительно, итальянские дизайнеры придумали для “Купе” своеобразный стиль в духе 50-60-х годов с несколько тяжеловесными формами. Это, однако, способствовало узнаваемости машины, привлекало к ней внимание и, к счастью, вовсе не ухудшило спрос. Немного нескладное “Купе" оттеняло элегантную “Альфа Ромео", что принесло выгодную рекламу. Тот же “Кар” очень метко охарактеризовал причины тяги покупателей к новому спортивному ФИАТу: “Это ярко выраженный экстраверт, • “личность”, внешность которой волнует окружающий мир больше, чем ее внутреннее содержание. Отсюда ее взрывчатость, показушность, занятность... Вряд ли какая-либо другая машина за 30 тысяч долларов запомнится вам больше”. С технической точки зрения “Купе” — шаг вперед. Он построен на шасси легкового переднеприводного “Типо” и сначала оснащался одним 4-цилиндровым 16-клапанным мотором рабочим объемом 1995 см3 мощностью 142 л.с., а с турбонаддувом - 192 л.с. С осени 1996 года его заменили 4-цилиндровый 1,8-литровый агрегат в 131 л.с. и новый 5-цилиндровый 2-литровый, развивающий 147 л.с., а с наддувом - 220 л.с. С последним двигателем время разгона “ФИАТ Купе 2,0” с места до 100 км/ч понизилось до 8,9 и 6,5 с соответственно. Особенностью этого мотора являются четыре клапана на цилиндр, два верхних распределительных вала с приводом от зубчатых ремней, уравновешивающий вал и промежуточный теплообменник системы наддува. “ФИАТ Купе” со временем не только прекрасно вписался в производственную программу концерна, но и открыл новое стилистическое направление в автомобильном дизайне.