Детройт, США, 1903-

Манчестер/Дагенхэм, Великобритания, 1911 —

Кёльн, Германия, 1926-

Одна из крупнейших в мире транснациональных корпораций и второй в США автомобильный концерн начинал свою историю весьма скромно. Генри Форд (Henry Ford), сын фермера, уже в юности решил создать машину, которая облегчила бы тяжелую работу в поле. В 1892 году, когда Форд работал в электротехнической компании Эдисона (Edison) в Детройте, он сконструировал простейший двигатель внутреннего сгорания. Всю информацию он почерпнул из немногочисленных публикаций о моторах и самоходных экипажах, которую можно было найти в технических журналах тех лет. Спустя 4 года он построил свой первый маленький автомобиль, напоминавший корытце на четырех колесах. После нескольких тщетных попыток открыть собственное автомобильное предприятие Генри Форду все же улыбнулось счастье — 24 июня 1903 года он основал ‘‘Форд Мотор Компани” (Ford Motor Company). Вскоре похвальное желание Форда сконструировать “автомобиль для народа” стало воплощаться в простые конструкции с 2-цилиндровыми моторами, получившие индексы “А”, “С" и “F”. Под нажимом инвесторов, вынуждавших Форда создавать более мощные и дорогостоящие машины, ему пришлось выпустить модели “В" и “К” с 4- и 6-цилиндровыми двигателями. Незначительный спрос на них убедил Форда: чтобы добиться успеха в бизнесе ему следует стать независимым от инвесторов. Первой подлинной удачей стал недорогой автомобиль модели “N" с 4-цилиндровым мотором мощностью 15 л.с., конструкция которого была предельно проста. Он-то и стал базой бессмертного “Форда-Т”, который поступил в продажу в октябре 1908-го и выпускался рекордно долго - вплоть до 1927 года. За этот срок было продано более 15 миллионов автомобилей модели. На них стояла компактная планетарная 2-ступенчатая коробка передач, а тормоза действовали только на задние колеса. Автомобиль был прочен, дешев, неприхотлив и, несмотря на чрезвычайную простоту, пользовался огромным спросом в Америке. Впоследствии “Форд-Т” стали называть автомобилем, “посадившим Америку на колеса”. С 1914 года впервые в мире “Форд-Т" стали собирать на конвейере. Благодаря огромному успеху этой модели Генри Форд смог выкупить долю других акционеров, став единоличным и независимым хозяином своей компании и одним из богатейших людей в Соединенных Штатах.

Машина, которая последовала за “Фордом-Т”, стала для Генри Форда как бы новой отправной точкой и потому получила в обозначении букву “А”. По сравнению с моделью “Т” это был более совершенный автомобиль с тормозами на всех колесах и 3-ступенчатой коробкой передач, с лобовым безосколочным стеклом и гидравлическими амортизаторами. В 1929 году “Форд-А" стал самым массовым в мире автомобилем, предлагавшимся с многочисленными кузовами, включая универсал. За первые 16 месяцев продаж разошлось свыше миллиона экземпляров. Этот рекорд удалось превзойти только в 1980 году с началом выпуска новой модели “Форд Эскорт” (Escort).

В 1932 году “Форд-А” модернизировали, и он получил индекс “В”, но главным событием стало рождение новой модели “V8”, оснащенной, как видно из обозначения, 8цилиндровым V-образным мотором. Несмотря на многочисленные трудности, с которыми связано освоение нового двигателя в массовом производстве, он оказался удачным, а семейство “Форд V8” с двигателем рабочим объемом 3622 см3 внесло огромный вклад в развитие американского автомобилестроения.

В начале 30-х годов компания начала вторжение на европейский рынок, однако автомобили, разработанные для американского рынка, оказались слишком дорогими для европейцев. Чтобы спасти от банкротства свое британское отделение в Дагенхэме, инженеры “Форда” всего за 5 месяцев (с октября 1931 по февраль 1932 года) разработали дешевый малолитражный автомобиль специально для европейского рынка. После многочисленных изменений, внесенных в конструкцию по предложениям торговцев автомобилями и покупателей, в августе 1932 года новый “Форд" модели “Y” запустили в производство. В стандартном исполнении он предлагался с двигателем рабочим объемом всего 993 см3, а с 1934 года - как модель “С” в более дорогом исполнении с мотором в 1172 см3, которая в свою очередь также стала отправной точкой для создания основной продукции всех европейских отделений концерна “Форд”. В Германии “Форд С” выпускался как “Форд Кёльн” (Koeln) и “Айфель” (Eifel). Кроме этого, здесь собирались большие модели “V8” и “Райнланд” (Rheinland) на шасси модели “В” с 4-цилиндровым двигателем. Во Франции “Форд V8” выпускали под маркой “Матфорд" (Matford), а в Англии его модернизировали и предлагали в 1947 году как “Форд Пай-лот” (Pilot).

В США “Форд V8” образца 1942 года в общих чертах определил направление развития продукции компании на первое послевоенное время. В 1949-м он претерпел радикальные изменения, получив более длинный и низкий кузов, независимую пружинную подвеску передних колес. С 1952-го основным двигателем на американских “фордах” стал новый верхнеклапанный 6-цилиндровый мотор рабочим объемом 3654 см3, который выпускали до 1964 года. В 1954-м в производство пошел новый верхнеклапанный силовой агрегат V8 в 3917 см3. В спектре моделей 1955 года можно отчетливо увидеть крутой поворот во внешнем оформлении машин: кузова приобрели более простые формы, лобовое стекло стало панорамным, появилась двухцветная окраска. Из новых моделей следует упомянуть 2-местный “Тан-дербёрд” (Thunderbird), который с самого начала пользовался большим успехом. Впервые за историю фирмы гамма “фордов” стала столь разнообразной. Например, в 1957 году в нее вошли новые модели “Кастом” (Custom), “Кастом-300”, “Фейрлейн” (Fairlane) и “Фейрлейн-500” с двигателями рабочим объемом от 4457 до 5113 см3. В 1964-м самым известным в США автомобилем стал спортивный “Форд Мустанг" (Mustang) с оригинальным дизайном и ярко выраженной индивидуальностью. Эта 2дверная машина в стандартном варианте получила 6-цилиндровый двигатель, но покупатель мог заказать один из трех вариантов мотора V8. Всего лишь через два года после выхода “Мустанга” на рынок “Форд” праздновал продажу миллионного экземпляра.

В Европе 50-60-х годов программа отделений “Форда”, которые имели статус самостоятельных фирм, оставалась весьма ограниченной. Выпускавшиеся в Великобритании и Германии массовые машины оставались достаточно простыми, недорогими и оснащались скромными 4-цилиндровыми моторами объемом 1,0-1,6 л с боковыми клапанами. Самыми известными моделями тех лет стали простенькие немецкие “Таунус” (Taunus) и британские “Форд Англия” (Anglia), а также более комфортабельная “Кортина” (Cortina). У модели “Англия-105Е” кузов имел диковинный по тем временам наклон заднего стекла внутрь салона. Только во Франции до 1954 года выпускался “Форд Ведетт" (Vedette) с 2,2-литровым мотором V8 и совершенно новым кузовом, ставший основой новой продукции фирмы СИМКА (SIMCA). В 1967-м британский и немецкий филиалы объединили в общеевропейское отделение “Форд-Европа" (Ford-Europe), положив начало унификации всех автомобилей европейского производства. Она началась в 1968 году с выпуском семейств “Эскорт” (Escort) и “Капри” (Capri). С малогабаритной моделью 1976 года “Фиеста” (Fiesta) “Форд” вернулся к приводу на передние колеса, который уже применялся на немецких машинах “Таунус-12М/15М” 60-х годов, а в 1974-м все “форды" стали оснащать передними дисковыми тормозами. К настоящему времени отделение “Форд-Европа” пополнилось предприятиями в других странах Старого Света, среди которых следует отметить современные заводы в Испании, Бельгии и Португалии. Большое значение в обновлении программы “Форда" имеет его кооперация с японской фирмой “Мазда” (Mazda).

В 1978 году американский “Форд Маверик” (Maverick) сменила модель “Фейрмонт” (Fairmont) европейского стиля. Тогда же начался импорт европейской “Фиесты-1600” в США. С начала 80-х конструкции американских и европейских машин “Форда" начали сближаться все сильнее. Особенно хорошо это видно на американских “компактных" автомобилях, максимально унифицированных с европейскими: в их дизайне явно преобладает стиль Старого Света. Переднеприводный “Эскорт", появившийся на рынке в 1980 году и с некоторыми различиями выпускавшийся по обе стороны Атлантики, всего лишь за 13 месяцев достиг феноменального объема сбыта в миллион экземпляров. Выпуск элегантной европейской “Сьер-ры" (Sierra) и американского "Темпо" (Tempo) в 1982 году стал итогом огромных усилий, которые предпринимал концерн для создания более совершенного и современного аэродинамического стиля.

Современные американские “форды" являются иллюстрацией усилий компании “шагать в ногу со временем”. С 1985 года выпускается эпохальный “Таурус" (Taurus), обновленный во втором поколении в 1996-м. Типичными “американцами” остаются выпускаемый с 1991 года полноразмерный заднеприводный “Краун Виктория” (Crown Victoria), полноприводные многоцелевые “Эксплорер” (Explorer) и “Экспе-дишн” (Expedition), универсалы повышенной вместимости “Аэростар" (Aerostar) и “Уинд-стар” (Windstar).

Европейское отделение освоило производство ряда довольно совершенных автомобилей, к которым можно отнести модели “Эскорт” второго поколения (1990 год), “Скорпио" (Scorpio) второго поколения (1994-й) и “Фиеста" третьего поколения (1995-й). Одной из самых популярных моделей в своем классе стала “Мондео” (Mondeo), появившаяся в 1993 году. В 1996-м дебютировала малогабаритная и оригинальная “Ка”, а в 97-м -компактное купе “Пума” (Puma).

Форд-Т

Впервые автомобиль был показан в октябре 1908 года. Основные эксплуатационные параметры модели “Т” определял сам Генри Форд. Разработкой конструкции занимались Йозеф Галамб (Joseph Galamb) и Чайлд Гарольд Уиллс (Childe Harold Wills), которому “Форд” обязан своим фирменным знаком. “Форд-Т”, рассчитанный прежде всего на проселочные дороги Америки, имел высокий дорожный просвет был прост и неприхотлив, а самое главное, очень дешев благодаря невысокой себестоимости, которое обеспечивало крупносерийное производство. Тем не менее в его конструкции использовались лучшие из имевшихся тогда конструкционных материалов. Например, раму, отличавшуюся высокой прочностью, изготовили из высококачественной ванадиевой стали. Самым выдающимся техническим достижением, связанным с этой машиной, является впервые примененный конвейерный метод производства, внедренный в декабре 1913 года для отдельных узлов и в 1914-м для полной сборки всего автомобиля. В 1911 году на первом зарубежном предприятии “Форда” под Манчестером (Англия) была организована сборка модели “Т”, а с апреля 1926-го ее выпускали в Германии.

Форд-Т

Форд-А

Форд-А

Почти за 20 лет производства конструкция популярного “Форда-Т” устарела, и летом 1927 года Генри Форду пришлось остановить его выпуск и закрыть на несколько месяцев завод для переналадки и подготовки к изготовлению новой модели. Говорят, решающую роль при разработке модели “А" сыграл Эдсел, сын Генри Форда. Новый автомобиль получил тормоза на всех колесах, а после аварии во время испытаний Форд принял еще одно мужественное решение об установке лобовых безосколочных стекол. Кроме этого, на модели “А” появились гидравлические амортизаторы. Хотя машину разработали за относительно короткое время, она получилась довольно совершенной и куда более комфортабельной, чем “Форд-Т”. В результате за 15 месяцев после выпуска на рынок продали более миллиона этих автомобилей. Бурное развитие автомобилестроения тех лет и экономический кризис не позволили “Форду-А” прожить так же долго, как предшественнику. Его производство прекратили весной 1932 года в связи с переходом на более совершенные модели не только с 4-, но и с 8-цилиндровыми V-образными моторами. В Соединенных Штатах “Форд-А” вытеснила модель “V8”, но в европейских странах ее выпускали еще несколько лет в многочисленных модификациях.

Форд V8

“Форд V8” стал воплощением давней навязчивой идеи Генри Форда о производстве автомобиля с 8-цилиндровым мотором. Окончательное решение о его создании было принято, когда необходимость замены “Форда-А” стала очевидной. Зимой 1930/31 года в тайне построили 20 опытных образцов автомобилей с 8-цилиндровым V-образным двигателем. Когда разразился экономический кризис, эту программу пришлось временно приостановить. Весной 1931-го пришло время модернизации “Форда-А", в результате которой появился на свет “Форд-АВ”. Генри Форд остался им недоволен, хотя спрос оказался неплохим, и принял решение возобновить работы над 8-цилиндровым двигателем. Конструкторы компании получили образцы почти всех подобных моторов, какие имелись в то время на автомобильном рынке США, и совершили подлинное чудо, приведя сложную конструкцию V-образной “восьмерки" в соответствие с требованиями технологии массового производства. Конечно, не обошлось без проблем, но все недостатки в первые месяцы серийного производства устранили. Под новый двигатель пришлось разрабатывать усиленную трансмиссию, более прочную раму и мощные тормоза. В 1932-м “Форд-18 Эйт" (Eight), или просто “V8”, был готов и поступил на рынок. С ежегодными незначительными конструктивными изменениями его выпускали до 1949 года. Двигатель V8 продержался в производстве еще дольше — вплоть до середины 60-х. Последним легковым автомобилем с подобным мотором стал французский “СИМКА Ведетт”.

Форд Тандербёрд

Прототип спортивного “Тан-дербёрда” показали широкой публике в феврале 1954 года на автосалоне в Детройте. Первый серийный “Тандербёрд” покинул завод в Дир-борне 9 сентября того же года и сразу же стал серьезным конкурентом автомобилю “Шевроле Корветт” (Chevrolet Corvett). Кузов новой модели предлагался с мягким верхом, откидывающимся назад с помощью электропривода. В плохую погоду его можно было заменить на жесткий верх “хардтоп” (hardtop). Автомобили семейства “Тандербёрд” выпускают до сих пор, постоянно совершенствуя. Самыми известными остались элегантные модели выпуска 1955-1957 годов, когда производство достигало 54 тысяч единиц в год.

Форд Тандербёрд

Форд Мустанг

Одно из ведущих мест среди автомобилей, выпущенных концерном “Форд” после войны, без сомнения, занимает спортивный “Мустанг", появившийся в 1964 году. Благодаря привлекательному стилю, при разработке которого думали скорее об увеличении продаж, чем о функциональности, “Мустанг" сразу же стал очень популярен. Только в первый год производства продали 400 тысяч машин. Покупатели могли выбирать между 6-цилиндровым рядным двигателем в 2786 см3 и моторами V8 рабочим объемом от 4260 до 4736 см3. Благодаря широкому выбору силовых агрегатов и вариантов исполнений можно было рассматривать этот серийный автомобиль, как “машину по индивидуальной мерке”. Желающие имели возможность приобрести не только довольно дешевый и простой автомобиль для повседневных поездок, но и заказать быстроходную спортивную комплектацию “Мустанга”, базовые модели которого использовались также для подготовки спортивно-гоночных вариантов. Так конструктор Шелби (Shelby) построил специальные скоростные исполнения “Мустанг Шелби GT-350” (350 л.с.) и “GT-500” (500 л.с.). Постоянно модернизируясь, “Мустанг“ дожил до наших дней и предлагается как кабриолет или купе с двигателями V6 или V8 мощностью от 152 до 309 л.с.

Форд Мустанг

Форд Эскорт

Семейство переднеприводных моделей “Эскорт” прекрасно зарекомендовало себя в программе “Форда” еще в 1980 году. С 1990-го, когда появилось второе поколение европейских моделей “Эскорт”, они стали существенно отличаться от одноименных машин американского производства, которые создавались на шасси японских "Мазда Протеже” (Mazda Protege). В 1995-м европейское семейство “Эскорт” подвергли серьезной модернизации, в результате чего интерьер салона и внешний вид приобрели более современные очертания в новом фирменном “яйцеобразном” стиле.

Покупатель может выбрать несколько вариантов кузовов, включающих 3-, 4- и 5-дверные легковые, два грузопассажирских, кабриолет или фургон; несколько типов бензиновых и дизельных моторов рабочим объемом от 1,3 до 1,8 л мощностью 60-116 л.с.; механические или автоматические коробки передач. Самые мощные исполнения развивают максимальную скорость до 196 км/ч и разгоняются с места до 100 км/ч за 9,9 с.

Форд Мондео

Представленный европейским отделением “Форда” в 1993 году переднеприводный “Мондео” стал заменой популярной “Сьерры”. Он пришелся по душе покупателям как своими ходовыми качествами, так и обновленным дизайном. По объемам сбыта “Мондео” находится в числе наиболее популярных моделей в своем классе. На “Мондео” предлагаются 4-цилиндровые бензиновые двигатели с четырьмя клапанами на цилиндр рабочим объемом 1597; 1796 и 1988 см3 мощностью от 90 до 136 л.с., один мотор V6 в 2544 см3 мощностью 170 л.с. и 1,8-литровый дизель в 90 л.с. “Мондео” производится в нескольких странах и продается во всем мире (кроме США) под одним и тем же названием.

Форд Эскорт-CL

Форд Скорпио

Как и “Эскорт”, семейство моделей среднего класса “Скорпио” известно многие годы. Впервые оно появилось в 1985 году, но через 10 лет его стиль существенно изменили и о нем заговорили, как о совершенно новом явлении в деятельности европейского “Форда”. Вся мировая автомобильная пресса обсуждала его достоинства и недостатки, однако прозорливости “фордовских” дизайнеров вполне хватило, чтобы определить будущее своего стиля. Получив новый индивидуальный облик и интерьер, “Скорпио” по механической части остался практически неизменным. Сегодня он оснащается на выбор тремя бензиновыми двигателями с впрыском топлива с электронным управлением (два 4-цилиндровых и один V6 рабочим объемом 2,0-2,9 л мощностью 116-207 л.с.) и 2,5-литровым дизелем. Основной кузов - 5-местный седан, но можно заказать и 5-дверный универсал.

Форд Таурус

“Таурус”, получивший имя от латинского названия созвездия Тельца, появился в начале 1985 года и произвел небольшую революцию в истории “фордовских” машин. Оригинальный внешний вид и изменение компоновочного решения в пользу переднего привода позволили создать недорогой, просторный и достаточно совершенный с любой точки зрения автомобиль. Американскому покупателю машина понравилась, и следующее десятилетие “Таурус” оставался в числе самых популярных машин США. Второе поколение машин дебютировало осенью 1995 года. Его и отличает модный округлый “яйцеобразный" дизайн как кузова, так и салона, что весьма необычно для автомобилей такого класса. Покупателю предлагается ограниченная гамма исполнений — один 4-дверный седан и один 5-дверный универсал, оба с 3-литровыми моторами V6 в 147 или 203 л.с. Для любителей “погорячее” выпускается седан “Та-ypyc-SHO" с 3,4-литровым двигателем V8 мощностью 238 л.с.

Форд Скорпио

Форд Тандербёрд

Последнее семейство “Тандербёрд”, сохранившее классическую компоновку, появилось осенью 1988 года. С тех пор его дважды модернизировали. Несмотря на довольно большие размеры, автомобиль остался двухдверным в память о тех временах, когда такие кузова считались признаком “индивидуальности” и “спортивности”. Тем не менее 5-местный салон достаточно просторен, а сама машина в базовой комплектации вполне доступна среднему классу, предпочитающему “американскую классику”. Стандартным двигателем явилась V-образная “шестерка” рабочим объемом 3797 см3, развивавшая лишь 142 л.с. Комплектация “Супер Купе” (SC) оснащается тем же мотором, но с объемным нагнетателем, что позволило получить уже 213 л.с. и существенно улучшило динамические качества автомобиля. Несколько позже применение нашли моторы V8, сначала 5-литровый, а с 1994 года — новый с двумя верхними распределительными валами рабочим объемом 4601 см3 мощностью 208 л.с.

Форд Таурус

Форд Ка

Будет несправедливым утверждать, что миниатюрный и привлекательный “Ка” появился только в конце 1996-го. Двумя годами ранее на Парижском автосалоне 1994 года дизайнеры “Форда” представили этот забавный переднеприводный автомобиль с непривычными формами и столь же непонятным кратким именем “Ка”. Его расценивали как привлекательную игрушку, некую шутку свободного полета фантазии молодых стилистов, но вскоре “Ка” неожиданно появился на рынке. Его облик почти не изменился и радикально отличался от модели “Фиеста”, на шасси которой был создан.

Журналисты писали о “Ка”: “Он кажется пришельцем из будущего, из иной автомобильной цивилизации, сотканным из одних дуг и овалов, создающих совершенные функциональные формы и декоративные элементы - фары, бамперы, воздухозаборное отверстие, двери и задние фонари. Это потрясающий симбиоз плавных обводов, образующих при пересечении острые грани и углы”.

Многим покупателям понравилась оригинальная внешность этой машины, которая по праву заняла свое место на рынке малогабаритных моделей.