FORD Henry

1863 -1947 США

Американский изобретатель, предприниматель и общественный деятель, один из пионеров автомобилестроения. Родился в местечке Дирборн недалеко от Детройта в семье за житочного фермера.

Генри Форд (справа) и Эдзел Форд у квадрицикла и десятимиллионного "Форда-Т"

Склонность к механике проявил очень рано. В 12 лет впервые увидел паровой локомобиль и увлекся транспортной техникой. Отец хотел, чтобы сын унаследовал его ферму и занимался сельским хозяйством, но Генри пошел учиться на механика, после чего обслуживал паровые локомобили на фирме "Вестингаус" (Westinghouse). Некоторое время работал главным инженером в "Эдисон Ил-люминейтинг Компани" (Edison Illuminating Company). Основным его увлечением в тот период было создание самодвижу-щихся экипажей. Свой первый автомобиль построил в 1896 г. Участвовал в автогонках на машинах собственной постройки. В1899 г. перешел на должность главного инженера на фирму "Детройт Отомобайл Компани" (Detroit Automobile Company), где проработал до 1902 г. В июне 1903 г. вместе с 11 компаньонами основал "Форд Мотор Компани" (Ford Motor Company). Производство размещалось в одном из цехов бывшего завода по выпуску фургонов на Мэк-Авеню в Детройте. Первая модель "А" дебютировала в том же году. За первые 15 месяцев выпустили 1700 автомобилей. Много усилий потребовала от Форда борьба с Ассоциацией лицензированных производителей автомобилей (Association of Licensed    Automobile Manufacturers), которая выступала от лица Джорджа Селдена (George Selden, см.) - владельца патента от 1895 г. на механический экипаж, в конце прошлого века работавшего над усовершенствованием двигателя внутреннего сгорания Брайтона. Ассоциация требовала от Форда либо присоединиться к ней и платить за право использования патента, либо прекратить производство автомобилей вообще. Присоединяться Форд не стал, но и выпуск не свернул. Судебная тяжба по этому вопросу длилась несколько лет. 11 января 1911 г. ему удалось доказать, что и он, и большинство фирм-произво-дителей использовали на своих машинах двигатели Отто (Otto, см.), а не Брайтона. Патент Селдена был ликвидирован. В 1906 г. Форд увеличил свою долю в предприятии до 58,6% и стал президентом компании. Широко использовал самые современные методы организации производства, что позволило наладить массовое изготовление дешевых автомобилей. Первым в автомобильной промышленности перешел от стапельной технологии сборки автомобилей к конвейерной. С 1 октября 1908 г. началось производство "Фор-да-Т" (Ford Т) ~ модели, принесшей фирме всемирный успех. Ее выпускали на протяжении 19 лет, изготовили в общей сложности более 15 млн. экземпляров. В 1914 г. Форд установил для своих рабочих высокую минимальную заработную плату-5 долларов в день, а к 1922 г. она достигла 6 долларов В том же 1914 г. на его предприятиях был введен восьмичасовой рабочий день, начались выплаты дивидендов по акциям.

"Форд-В8" 1932 г. осуществил мечту Генри Форда об автомобиле с 8-цилиндровым двигателем

Это позволило успешно решить кадровые проблемы. В годы первой мировой войны попробовал себя в большой политике, предпринял масштабную миротворческую акцию с целью установления мира между воюющими державами, но потерпел фиаско. На своих заводах всегда применял самое современное оборудование. В отношениях же с рабочими придерживался крайне консервативных взглядов и запрещал профсоюзы, содержал штат частной полиции, которая занималась и слежкой за сотрудниками. Деятельность профсоюзов на заводах Форда легализовали только после решения Верховного суда в феврале 1941 г. В конце 20-х - начале 30-х годов Генри Форд активно сотрудничал с Советским Союзом. При его помощи был построен автомобилестроительный завод в Нижнем Новгороде. До середины 40-х годов активно участвовал в управлении "Форд Мотор Компани", несмотря на то, что официально главой компании являлся его сын Эдзел Форд (Edsel Ford, см ). Не всегда объективно оценивал ситуацию, принимал спорные решения, отстаивал устаревшую систему управления на предприятиях. В результате компания стала терять ведущее положение в отрасли. 21 сентября 1945 г. передал дела вновь назначенному президенту компании - своему внуку Генри Форду II (Henry Ford II, см ). После этого жил в уединении вместе со своей женой В знак признания заслуг в развитии автомобильной промышленности имя Генри Форда увековечено в "Зале автомобильной славы" (Automotive Hall of Fame) в Детройте.