Как уже отмечалось, во фрикционных дисковых элементах управления используются два типа фрикционных дисков. Часть дисков имеют фрикционные накладки, а другая - без фрикционных накладок, причем эта пара трения работает в масле.

Диск с накладками состоит из стального диска и приклеенных к нему, как правило, с двух сторон фрикционных накладок. В настоящее время наибольшее распространение нашли бумажные и металлокерамические накладки.

Металлокерамические накладки обычно изготавливают из медного порошка, смешанного с порошками свинца, асбеста и связывающей смолы.

Бумажные фрикционные накладки представляют собой целлюлозное волокно, которое обработано связывающей органической смолой. Для увеличения коэффициента трения и долговечности иногда при изготовлении бумажных накладок добавляют еще и керамические или графитовые порошки.

С точки зрения стоимости изготовления, долговечности и ряда других параметров наиболее приемлемы для использования в АКПП легковых автомобилей бумажные накладки. Способность бумаги впитывать масло гарантирует этим накладкам в процессе эксплуатации хорошее охлаждение, долговечность и незначительный износ. Кроме того, бумажные накладки хорошо притираются и обеспечивают стабильность коэффициента трения в широком диапазоне скоростей скольжения.

Если АКПП предназначена для тяжелых транспортных средств, то в этом случае рекомендуется использовать металлокерамические накладки. Диски с такими накладками обладают такими же достоинствами, что и диски с бумажными накладками, но стоимость их изготовления гораздо выше.

Для улучшения охлаждения фрикционных дисков и стабилизации коэффициента трения на поверхностях накладок делают специальные канавки, которые бывают двух типов - радиальные и спиральные.

В случае использования только радиальных канавок, масло свободно поступает на поверхность диска, обеспечивая тем самым высокую износоустойчивость поверхностей трения и хорошее охлаждение дисков. Коэффициент трения при использовании таких канавок из-за «расклинивающего» действия движущегося к периферии масла невелик. Для создания необходимого момента трения требуется значительное усилие сжатия фрикционных дисков. Диски с радиальными канавками рекомендуется использовать во фрикционных устройствах, работающих в условиях длительного буксования.

Спиральные канавки затрудняют движение масла в радиальном направлении. Поэтому коэффициент трения для дисков с такими канавками из-за отсутствия расклинивающего действие потока масла несколько выше, чем у дисков с радиальными канавками но в этом случае уменьшается отвод тепла с поверхностей трения и повышается износ дисков. Диски со спиральными канавками целесообразно использовать во фрикционных устройствах, работающих при незначительном буксовании. В противном случае будет происходить перегрев поверхностей трения до температур, при которых, несмотря на постоянные значения давления и скорости скольжения, нарушается стабильность коэффициента трения и резко возрастает износ накладок.

В некоторых случаях, особенно в тяжело нагруженных передачах, используются фрикционные накладки со спирально-радиальными канавками. При использовании дисков с такими канавками повышается коэффициент трения, хорошо отводится тепло и уменьшается износ, так как вследствие наличия небольшого участка спирали, заключенного между радиальными канавками, сокращается путь движения масла от внутренней к внешней части диска.

Диски без фрикционных накладок изготавливают методом вырубки из листовой углеродистой стали. На заключительном этапе изготовления диски подвергаются дробеструйной обработке, в результате которой обеспечивается более высокий коэффициент трения с дисками, имеющими фрикционные накладки.

Основным показателем фрикционных материалов является коэффициент трения. Как показывают экспериментальные исследования, величина коэффициента трения является функцией двух переменных: давления и скорости скольжения. На рис. показаны зависимости коэффициента трения от давления и скорости скольжения для пар трения «бумага-сталь» и «металлокерамика-сталь», работающих в масле.