Для газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания характерны две неисправности: неполное прилегание клапанов к гнездам и неполное их открытие.

Признаками неполного прилегания клапанов к гнездам являются: уменьшение компрессии, периодические хлопки во впускном или выпускном трубопроводах, падение мощности. Причинами неплотного закрытия клапанов могут быть отложения нагара на клапанах и гнездах; образование раковин на рабочих поверхностях (фасках) и коробление головки клапана; поломка клапанных пружин; заедание клапанов в направляющих втулках; отсутствие зазора между стержнем клапана и носком коромысла.

Неполное открытие клапанов, сопровождающееся стуками в двигателе и падением его мощности, возможно в результате образования большого зазора между стержнем клапана и носком коромысла.

Также к неисправностям газораспределительного механизма относятся износ шестерен распределительного вала толкателей и направляющих втулок, увеличение продольного смещения распределительного вала и износ втулок и осей коромысел.

Техническое обслуживание газораспределительного механизма состоит в проверке и регулировке теплового зазора между клапанами и бойками коромысел, проверке и восстановлении герметичности клапанов, проверке и регулировке осевого перемещения распределительного вала.

Зазоры в клапанном механизме проверяют щупами или устройством КИ-9918 ГОСНИТИ. Для чего, предварительно проверив затяжку гаек и шпилек головок цилиндров и стоек клапанных коромысел и при необходимости подтянув их, поршень первого цилиндра устанавливают в верхнюю мертвую точку (ВМТ) в такте сжатия и щупом проверяют зазоры у впускного и выпускного клапанов. Щуп должен проходить через зазоры с небольшим усилием. Регулировку клапанов других цилиндров проводят в порядке работы цилиндров двигателя.

В тракторных двигателях, кроме того, необходимо проводить регулировку декомпрессионного механизма. Способ регулировки декомпрессионных механизмов зависит от их конструкции. В декомпрессионных механизмах, действующих на коромысла, проверяют и регулируют зазор между штангой декомпрессора и коромыслом при выключенном механизме.

В качестве примера рассмотрим технологию регулировки зазоров газораспределительного и декомпрессионного механизмов двигателя Д-160Б. Регулировать зазор в клапанном механизме следует на прогретом двигателе. Для этого предварительно проворачивают коленчатый вал двигателя и устанавливают поршень цилиндра регулируемых клапанов в ВМТ соответственно концу такта сжатия, а рычаг декомпрессора - в рабочее положение. Затем ослабляют контргайку 4 регулировочного винта 5 коромысла 6и, отвинчивая или завинчивая винт, устанавливают между коромыслом и стержнями впускного и выпускного клапанов зазор В = 0,3 мм. Проверив зазор щупом, контргайку 4 затягивают, после чего проверяют зазор еще раз.

Рис. Регулировка зазоров в клапанном механизме: 1- штанга декомпрессора; 2, 4 - контргайка; 3 - наконечник штанги декомпрессора; 5 - регулировочный винт; 6 - коромысло

Далее ослабляют контргайку 2 регулировочного винта наконечника 3 штанги / декомпрессора и, отвинчивая или завинчивая этот наконечник, устанавливают между штангой декомпрессора и коромыслом б впускного клапана зазор А = 0,45... 1 мм. Затянув затем контргайку 2, еще раз проверяют зазор.

На многих двигателях производят регулировку осевого перемещения распределительного вала регулировочным винтом, для чего, отпустив контргайку, винт сначала закручивают до упора, а затем отпускают на ’/4 или '/8 оборота.

При техническом обслуживании также прослушивают работу клапанного механизма и при необходимости регулируют зазоры между клапанами и коромыслами.