ГЕРМАН Иван Федорович

1881 -1952 Россия

Пионер отечественного автомобильного дизайна, изобретательный технолог кузовного производства, незаурядный конструктор. Создатель кузовов и кабин первых советских грузовика, автобуса, троллейбуса, а также многих других транспорт-ных средств. Родился в Саратове в семье немцев Поволжья. Отец - служащий Волжско-Камского банка. В 1898 г. окончил Саратовское реальное училище. Мечтая стать архитектором, занимался в вечернем рисовальном училище при Радищевском музее. За время дальнейшей учебы в Петербургском художественно-техническом училище барона Штиглица (теперь Высшее художественное училище) был в числе особо талантливой молодежи. Его картины пользовались успехом. По окончании училища в 1904 г. поступил на архитектурный факультет Академии художеств, прирабатывая чертежами и написанием картин. В1906 году прервал учебу и поступил в строительную контору в Саратове. После воинской повинности (1908*09 гг.) вернулся в контору. В1910 г. стал заведующим проектной строительной конторой. Вскоре приобрел автомобиль и через некоторое время начал участвовать в автомобильных соревнованиях. С началом первой мировой войны направлен в военно-автомобильную роту в Петроград. В марте 1916 г. вместе с отрядом солдат-специалистов переведен в город Родники Ивановско-Вознесенской губернии на строительство 2-го Государственного авторемонтного завода. Здесь был главным архитектором, затем начальником кузовного цеха. В 1918 г. поставил на железнодорожный ход американские грузовики "Уайт" (White) с кузовами для перевозки пассажиров и перевел их двигатели на керосин. Эту модель с 1919 г. и выпускал завод. Для авторемонтного производства разработал несколько десятков кузовов для различных типов машин. На заводе трудился до демобилизации в 1920 г. 15 августа 1922 г. Герман назначен начальником кузовного цеха московского завода АМО, где ему пришлось восстанавливать производство. В 1923 г. создал конструкторское бюро для разработки кабины и платформы первого советского грузовика АМО-Ф15. Позже спроектировал для установки на его шасси первые в стране закрытые автобусные кузова, вел производство различных моделей. В 1933 г. сконструировал и организовал изготовление 15 автобусов "ЗИС-Люкс" для хозяйственного управления ВЦИК. Разработал 19-местный кузов для автобуса ЗИС-8 на шасси удлиненного ЗИС-5. В том же году всего за полтора месяца создал кузов первого советского троллейбуса ЛК-1, который выпускал Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ).

ЗИС-16 на конвейере

С января 1937 г. назначен ответственным по кузовному цеху за производство правительственного лимузина ЗИС-101. Был ответственным за создание обтекаемого 26-местного автобуса ЗИС-16. 15 мая 1938 г. переведен руководителем художественно-конструкторской группы подотдела кузовов, где работал до 16 декабря 1940 г., когда был назначен ведущим конструктором по автобусным кузовам. С началом войны работал для нужд фронта и создал грузовик ЗИС-5В военного времени, который выпускали с мая 1942 г. В 1944 г. участвовал в изготовлении и сборке кузова легкового автомобиля высшего класса ЗИС-110. На следующий год работал над созданием нового грузовика ЗИС-150. Позже разрабатывал цельнометаллический кузов вагонного типа для городского автобуса ЗИС-154, а три года спустя - ЗИС-155. В 1942-46 гг. читал лекции по конструированию кузовов студентам Московского автомеханического института. В связи с 70-ле-тием со дня рождения и 30-летием работы на ЗИСе награжден в августе 1951 г. значком "Отличник социалистического соревнования Минавтопрома"