ГРАЧЕВ Виталий Андреевич

1903 -1978 Россия

Советский конструктор-автомобилист. Один из основателей отечественной школы проектирования внедорожной автомобильной техники. Родился в Томске. Его мать была земским врачом, отец незадолго до событий 1917 г. стал предпринимателем В 1922 г. после окончания среднего учебного заведения имени Некрасова во Владивостоке поступил в Томский политехнический институт, который незадолго до окончания пришлось оставить. Прежде чем попасть по мобилизации на строящийся Нижегородский автозавод (НАЗ, позже - ГАЗ) в декабре 1931 г., успел поработать в студенческой артели грузчиком, кинорадиомехаником, нештатным конструктором на заводе имени Егорова, отслужить в армии авиамехаником, построить планер собственной конструкции.

ГАЗ-64

Первой работой 28-летне-го инженера, возглавившего группу конструкторов, стало освоение производства грузовика повышенной проходимости (6x4) НАЗ-НАТИ-ОЗО, разрабатывавшегося при технической помощи американских фирм "Форд" (Ford) и "Тимкен" (Timken). Грачев усовершенствовал агрегаты трансмиссии и ходовой части нового автомобиля. В 1934 г. завод начал выпуск этой модели под индексом ГАЗ-ААА. При работе над оригинальным 3-осным грузопассажирским автомобилем ГАЗ-21 (6x4), вышедшим на испытания в 1937 г., конструктор пришел к выводу, что более перспективными являются двухосные машины со всеми ведущими колесами. Решил проблему отсутствия отработанной конструкции и технологии изготовления карданных шарниров равных угловых скоростей для привода передних управляемых колес. В качестве руководителя сектора и ведущего конструктора по легковым автомобилям повышенной проходимости реализовал свои идеи в полноприводном автомобиле ГАЗ-61-40 с открытым кузовом, выпуск которого в варианте с закрытым кузовом под индексом ГАЭ-61-73 начался в конце 1940 г. На этом автомобиле в годы войны ездили наши великие полководцы. Наибольшее признание Грачеву принес легкий полноприводный автомобиль для среднего командного состава ГАЗ-64, выполненный по образцу американского "Бантама-БРК” (Bantam BRK). Позже на его базе им были созданы бронеавтомобиль БА-64 и модернизированный ГАЗ-67Б. С 1944 г. -главный конструктор Днепропетровского автозавода (ДАЗ), где создавал первые отечественные автопогрузчики с гидроподъемником, 4-тонный грузовик ДАЗ-150 и большой плавающий автомобиль (БАВ) ДАЗ-485, принятый на вооружение армии. В конструкции 3-осной амфибии впервые в стране применили пневмогид-равлический привод тормозов и шины с централизованной регулировкой давления воздуха.

3ИЛ-485 (БАВ)

За создание ГАЗ-61 и БАВ отмечен Сталинскими премиями (1942 и 1951 г.). В 1951 г. после передачи ДАЗа в другое ведомство назначен заместителем главного конструктора Завода им. Сталина (ЗИС). Здесь готовил серийное производство своей амфибии (ЗИС-485), проектировал междугородный автобус, совершенствовал бронетранспортеры ЗИС-152, строил трехосные вездеходы ЗИС-128, ЗИС-121В, ЗИС-126, которые определили конструкцию выпускавшегося вплоть до 90-х годов полноприводного ЗИЛ-157.

ЗИЛ-7167

В 1954 г. возглавил Специальное конструкторское бюро (СКБ) по разработке колесных вездеходов для армии, где в 1957    г. был создан многоцелевой 4-осный транспортер-тягач ЗИЛ-134 с дизелем мощностью 240 л.с., автоматической коробкой передач, самоблокиру-ющимися межколесными дифференциалами, редукторами в ступицах колес, независимой торсионной подвеской, системой регулирования давления воздуха в шинах, герметичным корпусом и гидроусилителем руля. На основе этой модели в 1958    г. создали его вариант ЗИЛ -135Б с двумя двигателями, приводившими каждый колеса своего борта. Средние пары колес были сближены, а передняя и задняя выполнены управляемыми. Большие шины низкого давления позволили отказаться от подвески колес. В серию же пошли модели ЗИЛ-135К и ЭИЛ-135ЛМ с кабинами из стеклопластика. Эти машины в основном использовались армией для транспортировки и запуска ракет.

Поисково-спасательные ЗИЛ-4906 и -49061

Позже Грачевым был создан 3-осный сне-гоболотоход ЗИЛ-7167, который преодолевал снег глубиной более 1 м, болото глубиной 0,8 м, ров шириной 2 м, подъемы крутизной до 42°, брод глубиной 1,8 м. Не менее сильное впечатление оставляла 20-тонная амфибия ЗИЛ-135П (8x8) с корпусом из стеклопластика, построенная в 1965 г. и развивавшая на воде скорость 16,4 км/ч. Экспериментировал с пневмокатками, арочными шинами, лыжно-колесными и пневмокатковыми гусеницами, роторно-винто-выми движителями. Построил 4-осный ЗИЛ-1357 с электрической трансмиссией. Во второй половине 60-х годов начался выпуск созданных СКВ поиско-во-эвакуационных установок (ПЭУ) для обнаружения и эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов. Машины имели мощный радионавигационный комплекс, крановую установку или пассажирский салон. Водоизмещающий корпус выполнен из стеклопластика, рама и картеры агрегатов - из алюминиевых сплавов. На смену ПЭУ в начале 80-х годов пришел поисково-спасательный комплекс "490". В его составе находились две колесные машины, одна из которых имела комфортабельный пассажирский салон с необходимым медицинским оборудованием, а другая с роторновинтовыми движителями. Кроме того, в разное время проходили разработанные Грачевым транспортные машины с газотурбинными двигателями, многозвенные автопоезда для бездорожья, сельскохозяйственный грузовик высокой проходимости и т.д. В общей сложности Виталием Андреевичем Грачевым было создано более 70 образцов внедорожной автомобильной техники.