Основными неисправностями ходовой части гусеничных машин являются износ и повреждение деталей гусеницы, а также каретки подвески, поддерживающих роликов, опорных катков, направляющего и ведущего колес. Возникающие неисправности обычно устраняют заменой деталей непосредственно на машине. Как правило, заменяют торцевые уплотнения. Разборку механизмов выполняют только в случае, если отказы невозможно устранить регулировками. Детали обычно восстанавливают с помощью бандажей или накладок, а также наплавкой и реже пластической деформацией.

Ряд сборочных единиц ходовой части с односторонним износом деталей можно переставлять местами или переворачивать. Например, при заметном износе ободьев опорных катков каретки подвески переставляют местами по перекрестной схеме.

У гусеничных полотен обычно изнашиваются проушины звеньев и пальцы гусениц. Для снятия гусеницы выпрессовывают палец звена на участке около ведущего колеса и сматывают ее на специальный барабан (для удобства последующего транспортирования и складирования). Если шаг гусеницы превышает установленное значение, при ТР рекомендуется втулки повернуть на 180° или заменить в комплекте с пальцами. Изношенные проушины восстанавливают наплавкой или приваркой вкладышей. При установке на машине гусеничную цепь соединяют с помощью специального стягивающего приспособления.

Направляющее колесо демонтируют обычно при износе втулок опоры и сопряженных с ними поверхностей коленчатой оси, а также при срыве резьбы болтов крепления. При износе обода колеса по ширине и толщине наплавляют его под слоем флюса или заменяют колесо. Торцевые уплотнения обычно заменяют. Коленчатую ось направляющего колеса демонтируют при износе посадочных поверхностей под подшипники и втулки, а также при поломке натяжного устройства. Погнутую коленчатую ось заменяют. Изношенные поверхности шеек коленчатой оси под втулки и подшипники можно восстанавливать наплавкой. Собранное направляющее колесо с отрегулированным осевым зазором в подшипниках должно проворачиваться свободно без заеданий.

Опорные катки изнашиваются по наружному диаметру, в результате чего искажается их геометрическая форма и происходит заклинивание, защитный колпак сминается, изнашиваются посадочное отверстие и поверхность под сальник.

Каретки подвески отказывают вследствие износа уплотнения цапфы, втулок и оси балансиров, а также уплотнительных колец и подшипников опорных катков. При ТР машину устанавливают на подставки и разъединяют гусеницу, снимая каретку подвески в сборе. Разборку и сборку каретки выполняют на специальном стенде. Отремонтированная каретка должна свободно вращаться на цапфе рамы.

Поддерживающие ролики изнашиваются по ободу, в результате происходит их заклинивание на осях и утечка масла через зазоры уплотнительных колец. У оси поддерживающего ролика изнашиваются шейки под подшипники.

При ТР ходовой части колесных машин (с зависимой подвеской) устраняют повреждения балки передней оси, восстанавливают радиальный зазор между шкворнем и его втулками, заменяют уплотнения и роликовые подшипники ступиц передних колес.

Цилиндрические винтовые пружины практически не ремонтируют. Неисправные или имеющие признаки усталости пружины выбраковывают.

Для листовых рессор характерны поломка и трещины одного из листов, потеря упругости и износ листов рессор по толщине, поломка хомутов, срез или обрыв центрального болта и др.

При замене хомутов и ушек срубают заклепки. Новые крепления выполняют с помощью заклепок, нагретых до 800... 1000 °С.

Рис. Приспособление для разборки и сборки рессор

Разборку и сборку рессор выполняют на стенде или винтовых приспособлениях (рис. 8.28). Ремонт рессор заключается в разборке и замене изношенных и поломанных деталей. Перед сборкой листы рессоры смазывают графитной смазкой. Сборка рессоры считается правильной, если ее листы прикасаются друг к другу концами. В средней части рессоры максимально допустимый зазор без нагрузки составляет 1 мм, и он должен уменьшаться к концам и центральному болту.

Основными неисправностями шин и камер являются прорывы, проколы, износ протектора, обрыв и отслоение корда, потеря упругости, трещины и др. При снятии колес используют подъемники для вывешивания машины, гайковерты для отвинчивания гаек колес, тележки для снятия, установки и перевозки колес. Демонтаж колес выполняют на специальных установках.

Проколы камеры и небольшие повреждения покрышек устраняют горячей вулканизацией при температуре 140... 150°С и давлении 0,6... 1,2 МПа, которое создается в пресс-формах, струбцинами и с помощью другого специального оборудования. В ЭП при ТР обычно применяют электровулканизаторы.

Для выявления повреждений камеру, наполненную воздухом, погружают в резервуар с водой. Ремонтируемые места подвергают шерохованию, очищают от пыли и покрывают два раза клеем (просушивая каждый слой). Одновременно с этим подготавливают заплату, которая должна перекрывать прорыв по окружности на 20... 30 мм. После полного высыхания клея заплату накладывают на поврежденное место, прикатывают роликом и устанавливают в вулканизационный аппарат на 15 ... 20 мин. При ремонте камер могут использоваться самовулканизирующиеся материалы.

Своевременный ремонт местных повреждений покрышек (пробоев, порезов, трещин) предупреждает дальнейшее разрушение шин в эксплуатации, повышая их пробег на 5 ... 10%. Способ ремонта определяется степенью повреждения и используемыми материалами. Обработка поврежденных мест выполняется различными способами. Для удобства доступа к внутренней части покрышки при вырезании сквозных повреждений применяют борторасширители. Участки покрышки, подготовленные к ремонту, подвергают шерохованию в соответствии с намеченным способом ремонта. Подготовленные поверхности покрышки и пластырь промазывают два раза клеем, затем заделывают повреждения и вулканизируют. Размеры пластырей и число слоев корда в них выбирают в зависимости от характера и размера повреждений, нормы слойности покрышки и вида применяемых материалов. Вулканизацию покрышек проводят на специальном оборудовании при одностороннем или двустороннем обогреве поврежденного места.

Рис. Примерные схемы вырезания сквозного (а) и несквозного (б) повреждений крупногабаритной шины: 1 - протектор; 2 - каркас; с - размер повреждения

Восстановление шин наложением (наваркой) нового протектора выполняют специализированные ремонтные предприятия.

Практика показывает, что более 10% повреждений шин происходит в результате нарушения технологии монтажно-демонтажных операций. Монтажу подлежат только исправные, чистые, сухие, соответствующие по размерам и типам шины, камеры, ободные ленты, ободья и их элементы. Новые шины и шины, восстановленные методом наложения протектора, должны укомплектовываться новыми камерами и ободными лентами.

Ободья и их элементы должны быть правильной формы, без механических повреждений (погнутостей, острых кромок и т. п.) и очищены от ржавчины. Рекомендуется проверять осевое (торцевое) и радиальное биения обода, которые соединения представляют собой запрессовку без нагрева соединяемых деталей, т. е. при этом происходит смятие неровностей на поверхностях собираемых деталей.

Рис. Схема устранения повреждения шины: 1 - элекгровулканизатор (термопресс); 2 - прокладка (целлофановая); 3 - алюминиевый лист; 4 - выравнивающая подушка

Рис. Редукторный силовой ключ: 1 - ведущее колесо трактора; 2 - редукторный механизм; 3 - рукоятка; 4- фланец оси конечной передачи; 5 - реактивный упор (опора); 6- сменная торцевая головка

Рис. Продольно-прессовое (а) и поперечно-прессовые (б, «^соединения: 1 - охватывающая деталь; 2 - охватываемая деталь

Рис. Прессы стационарный электрогидравлический с усилием 500 кН (а), настольный гидравлический с усилием 115 кН (б), реечный (в) и винтовой (г)

Перед монтажом покрышку внутри, камеру и ободную ленту припудривают тальком по всей поверхности. При монтаже шин на ободья необходимо учитывать направленность рисунка протектора и место установки колеса. Колеса машин с большими скоростями движения балансируют на специальных стендах.