Техническое обслуживание пневмоколесной ходовой части состоит из наружной очистки, контроля состояния элементов, регулировочных операций, крепежных работ и смазывания. Регулировка пневмоколесного хода сводится к поддержанию требуемого давления в пневмошинах, проверке зазоров в подшипниках колес, а также проверке и установке их развала и схождения.

В переднем мосту регулируются конические подшипники ступиц колес, схождение колес и развал колес.

Последовательность регулирования конических подшипников рассмотрим на примере автогрейдера ДЗ-122. Подняв передний мост на отвале бульдозера или домкрате так, чтобы колесо можно было повернуть усилием руки, покачиванием колеса вдоль оси определяют зазор в подшипниках, который должен составлять 0,1... 0,2 мм. При большем зазоре, когда ощущается значительный осевой разбег, производят регулировку, для чего, сняв крышку ступицы, отгибают стопорную и замковую шайбы. Затем заворачивают регулировочную гайку до положения, при котором колесо вращается с легким торможением. При этом колесо необходимо поворачивать, чтобы правильно разместились ролики в подшипниках. Затем, отвернув регулировочную гайку на 1/6 оборота, фиксируют ее положение контргайкой, ставят крышку и опускают мост.

При проверке схождения управляемых колес) автогрейдер размещается на ровной поверхности, колеса устанавливаются в положение, соответствующее прямолинейному движению, а линейка КИ-650 ГОСНИТИ закрепляется между внутренними поверхностями шин передних колес машины на уровне оси их вращения. Перемещая шкалу линейки относительно стрелки указателя до нулевого деления и перекатывая машину вперед так, чтобы линейка оказалась позади передней оси на прежней высоте от опоры колес, регистрируют новое положение шкалы линейки и определяют схождение колес (С - А =5... 8 мм).

В случае необходимости схождение регулируют в следующем порядке: колеса устанавливают вертикально в положение, соответствующее движению по прямой; отпускают контргайки наконечников 2; регулируют требуемое схождение колес вращением тяги 1; после проверки правильности регулирования схождения колес закон-тривают контргайки наконечников.

Рис. Регулировка схождения и развала колес автогрейдера: 1 - тяга; 2 - наконечник; 3 - вилка; 4 - контрагайка

Рис. 7.9. Схема перестановки шин: 1 - след на грунте ведомого колеса, 2 - след на грунте ведущего колеса

Развал колес определяется размером /) между отверстиями вилок 3, который должен быть равен (814+3) мм. Для регулирования развала необходимо расшплинтовать и вынуть пальцы вилок 3, отпустить их контргайки 4 и изменить размер D навертыванием вилок 3.

Проверка пневматических шин самоходных дорожных машин (СДМ) и уход за ними должны быть обязательными и выполняться при всех видах технического обслуживания.

Разрушение покрышек и камер может происходить вследствие неоптимального давления в них. Пониженное давление вызывает повышенную деформацию шины, увеличение внутреннего трения, нагрева и перенапряжения материала покрышки, в результате чего нити корда отслаиваются от резины, т.е. происходит ее расслоение, а затем и полный износ. Повышенное давление увеличивает жесткость шины и удельное давление, что также приводит к неравномерному ее износу. Для измерения давления в шинах применяют манометры поршневого типа, а в стационарных условиях - наконечники с манометром, устанавливаемые на воздухораздаточном шланге.

Передние и задние шины СДМ (автогрейдеров, погрузчиков, скреперов) изнашиваются неравномерно, поэтому при их смене необходимо обращать внимание на расположение рисунка протектора ведущих и ведомых колес. Для примера на рис. показана схема перестановки шин автогрейдера ДЗ-122.