Барселона/Испания, Париж/Франция, 1904-1944

Чтобы устроиться на работу в электротехническую компанию “Куадра” (Cuadra), инженер Марк Биркигт (Маге Birkigt) покинул родную Швейцарию и переехал в Барселону. За короткий срок он смог убедить своих хозяев предоставить ему возможность организовать автомобильное производство, которое помогло бы “вывести Испанию в разряд наиболее развитых стран”. Постепенно была освоена сборка несложного автомобиля марки “Кастро” (Castro) - в честь владельца компаний X. Кастро (J.Castro). Однако спрос на нее оставался невысоким и, после решения очередных финансовых проблем, за дело взялся Дамиан Матё (Damian Mateu). Вместе с ним Биркигт в 1904 году основал фирму “Испано-Сюиза”, то есть “ИспаноШвейцарская”. По замыслу владельцев именно так можно было объединить технические способности швейцарского конструктора с испанским капиталом. С этого момента модель “Кастро” с 4-цилиндровым мотором стала называться “Испано-Сюиза".

На Парижском автосалоне 1906 года “Испано-Сюиза” выставила два автомобиля с 4-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 3,8 и 7,4 л. На следующий год появились 6-цилиндровые модели. Для розыгрыша Кубка легких автомобилей - “вуатюреток" -1910 года была разработана специальная гоночная машина, на основе которой появился знаменитый спортивный “Апьфонсо-ХШ" (Alfonso). Автомобиль вызвал такие положительные отзывы, что его решили выпускать и во Франции. Для этого в Леваллуа-Перрэ, недалеко от Парижа, построили сборочный цех.

В 1914 году французское производство было переведено в более просторные цеха в Буа-Коломб. Именно там в 1919 году создали наиболее известную модель “Испано-Сюиза Н-6”, ставшую классическим образцом роскошного автомобиля высшего класса. Она оснащалась 6-цилиндровым двигателем с верхним распределительным валом рабочим объемом 6597 см3. Затем на ее базе разработали спортивную модель “Булонь” (Boulogne), которая появилась в продаже в 1924 году.

В то время большая часть автомобилей серии “Н-6” производилась на заводе в Буа-Коломб, барселонское отделение занималось сборкой подобной модели “Тип-41” (“Т-41”).

В 1930 году “Испано-Сюи-за" приобрела фирму “Балло” (Ballot), на которой организовала производство легкой модели “Юниор" (Junior) с мотором в 4580 см3. На Парижском салоне 1931 года “Испано-Сюиза” показала роскошный автомобиль “Тип-68”, продемонстрировав полное равнодушие к экономическому кризису, который сотрясал тогда всю Европу. Резкое падение спроса на сверхдорогие машины привело к тому, что французское отделение “Испано-Сюизы” прекратило сборку автомобилей в 1938 году.

Испано-Сюиза Альфонсо-ХШ

Спортивная “Испано-Сюиза Альфонсо-ХШ" обладала всеми лучшими качествами открытых автомобилей, выполненных в модном американском стиле. Этот совсем несложный автомобиль состоял лишь из рамы и кузова, лишенного каких-либо украшений и, хотя мощность двигателя была не особенно высока, он развивал приличную скорость. Передняя ось была соединена с рамой продольными листовыми рессорами, а простое рулевое управление отличалось точностью и чувствительностью, чему способствовала небольшая масса передней оси без тормозов на более выгодное производство оружия и авиационных двигателей.

Испано-Сюиза Н-6В

С 1932 по 1943 год на заводе в Барселоне выпускалась серия моделей “Т-60” с 6-цилиндровыми двигателя в 3 и 3,4 л, на которой довольно прогрессивные по тем временам технические решения (гидравлические тормоза с сервоусилителем) сочетались с удручающей внешностью. Несмотря на многочисленные проблемы, отделение “Испа-но-Сюиза” в Барселоне перенесло все трудности гражданской и второй мировой войны и дожило до 1944 года, когда его приобрела фирма “Пега-со” (Pegaso).

Альфонсо-XIII

Базой для автомобиля “Испано-Сюиза Тип-15” послужила гоночная модель, принимавшая участие в соревнованиях на Кубок вуатюреток 1910 года. У нее был дпинно-ходный двигатель рабочим объемом 3619 см3 и мощностью 64 л.с. Так появился один из первых довольно больших и престижных спортивных автомобилей. Он получил название в честь молодого короля Испании Альфонсо XIII, увлекавшегося автоспортом и оказывавшего большую поддержку Биркиту. Первые серии “Альфонсо-XIII” были оборудованы 3-ступенчатой коробкой передач.

Испано-Сюиза Н-б

Во время первой мировой войны Биркит участвовал в разработке авиационных двигателей, и многие технические решения, выбранные для “Н-6” в 1919 году, были приняты им под влиянием приобретенных в авиации знаний. Например, 6-цилиндровый двигатель имел блок цилиндров, выполненный из одной отливки. Повышенные скоростные качества автомобиля потребовали установки тормозов на всех колесах и оснащения их усилителем. Новый вариант получил обозначение “Н-6В” и стал самым известным в этой серии.

В 1921 году Андре Дюбоннэ (Andre Dubonnet) на этом автомобиле завоевал Кубок Буалло в Булони и повторил свой успех на следующем прототипе “Н-6С” с 8-литровым мотором.

Кузова для “Н-6В" отличались роскошной отделкой и высоким качеством исполнения. Очень скоро этот автомобиль стал символом престижа и был очень популярен у самых известных и богатых людей. В 1924-1927 годах чешская “Шкода” (Skoda) выпускала его по лицензии, а во Франции “Н-6В” без особых изменений оставался в производстве до 1934 года.

Испано-Сюиза Т-68

“Испано-Сюиза Тип-68” (“Т-68”) или ‘J-12”, представленная в 1931 году на автосалоне в Париже, отличалась прежде всего верхнеклапанным 12-цилиндровым двигателем, удивлявшим не только своим рабочим объемом (около 9,5 л), но и мощностью в две сотни лошадиных сил. Однако двигатель был довольно компактным и имел блок цилиндров из алюминиевого сплава с ввинчивающимися в него стальными гильзами цилиндров. Коленчатый вал был девятиопорным.