Обгонные муфты позволяют двигаться транспортному средству накатом без использования режима торможения двигателем, что в некоторых случаях бывает весьма выгодно.

Рассмотрим более подробно работу обгонной муфты на примере использования ее в трехскоростной коробке передач, построенной по кинематической схеме Симпсона. При всех выключенных элементах управления и неподвижном автомобиле угловые скорости звеньев коробки передач, за исключением ведущего 0, равны нулю, что отображается на плане угловых скоростей точкой А.

В случае перевода рычага выбора диапазона в положение «3» («D») в АКПП происходит включение блокировочной муфты 5, соединяющей звенья 1 и 0, при этом, очевидно, звено 1 начинает вращаться в том же направлении, что и ведущее звено 0. Определим скорость вращения третьего звена, которое оборудовано помимо ленточного тормоза еще и обгонной муфтой, запрещающей вращение этого звена с отрицательной угловой скоростью.

Несложный анализ коэффициента, стоящего в правой части полученного равенства перед угловой скоростью звена 1, показывает, что при использовании планетарных рядов второго класса он должен быть отрицательным. Таким образом, после включения блокировочной муфты третье звено будет стремиться вращаться с отрицательной угловой скоростью, т.е. в направлении, противоположном направлению вращения ведущего звена 0. Поэтому если в качестве тормоза звена 3 использовать обгонную муфту, запрещающей вращение звена в указанном направлений, то уже в начальный момент включения блокировочной муфты 5 обгонная муфта практически мгновенно заклинится и полностью затормозит третье звено АКПП.

Свойство обгонной муфты практически мгновенно срабатывать значительно облегчает процесс управления качеством включения первой передачи, поскольку в этом случае требуется следить за качеством включения только лишь одного элемента управления (в рассматриваемом случае за включением блокировочной муфты 5). По окончании «процесса включения блокировочной муфты состояние коробки передач будет характеризоваться на плане угловых скоростей рабочей точкой В.

Анализ этого выражения показывает, что при использовании планетарных рядов второго класса первое слагаемое, стоящее в правой части равенства, величина положительная, а второе -отрицательная. При полной остановке третьего звена абсолютные величины этих двух слагаемых должны быть равными. Поэтому уменьшение абсолютной величины частоты вращения ведущего звена (0), при практически неизменной частоте вращения ведомого звена (X), звено 3 должно вращаться с положительной угловой скоростью. В этом случае обгонная муфта уже будет не в состоянии удерживать звено 3 неподвижным и оно начнет вращаться. Таким образом происходит разрыв потока мощности между двигателем и ведущими колесами и двигатель не оказывает никакого влияния на движение автомобиля.

Такие режимы удобно иметь при движении с высокой скоростью на скоростных магистралях.