Пока вы не достаточно опытны, старайтесь не съезжать с асфальтовых дорог. Но иногда это не получается. Вот поехали вы на дачу или в деревню на выходные, дорога от вашего дома до шоссе, предположим, грунтовая. Пока вы отдыхали или работали, пошел дождь. И вот результат: кругом грязь и лужи, самой дороги практически не видно - вы не знаете, где можно проехать, а где можно угодить в такую яму, что авто сядет на пузо.

Что же делать?

Если есть возможность объехать сомнительный участок, лучше сделайте это, предварительно оценив обстановку: если вдоль размытой дороги тянется поле, то есть та же земля, а у вас обычная легковушка, то нет смысла объезжать размытый участок, скорее всего, вы застрянете.

Если на дороге виднеется колея от грузовика, то старайтесь в нее не заехать, потому что выехать из нее очень сложно. Нужно ехать вот так: одно колесо между колеями, а второе - на обочине. Как вариант, можно проехать иначе: одно колесо в колее, а другое - на обочине или между колеями.

Заезжать в колею можно лишь в том случае, если клиренс вашего авто позволяет сделать это.

Теперь поговорим о скорости движения. Это не автобан, это грязь, болото, поэтому старайтесь не превышать скорость 20 км/ч. Лучше медленно ехать, чем стоять и ждать трактора-спасителя. А его можно ждать очень долго.

Если дорога размыта до состояния грязи, то нужно быть готовым к тому, что в любой момент машину может понести. Хорошо, если впереди будет что-то, обо что можно упереться колесами! Если же ничего такого нет, то просто выровняйте колеса, выжмите сцепление и прокатитесь с метр, пока автомобиль не остановится. Можно даже применять торможение двигателем. Включите первую передачу и уберите ногу с газа - пусть автомобиль даже заглохнет, но зато он остановится.

Если нужно переехать с одной стороны дороги на другую, которая менее разбита, делать это нужно очень осторожно (читайте - медленно) с сильно вывернутыми колесами. Если поспешить, можно опять-таки попасть в колею.

Если вы все-таки попали в колею и хотите из нее выбраться, сдайте немного назад. Сдавать назад нужно плавно, не делая резких движений. Как только вы наберете небольшую скорость (5-10 км/ч), резко поверните в ту сторону, по которой вы только что ехали. Повторите попытку несколько раз, пока вы не переедите на противоположную сторону. Кстати, описанная техника помогает, если авто забуксовало на месте.

Тормозить на грязи нужно двигателем без использования тормозов. При торможении возможен юз, в результате которого вы уже не сможете тронуться без пробуксовки. Почему? Колесо при торможении раскатает грязь, и тогда все - только букс. Хорошо, если еще шины подходят для езды по бездорожью.

Разберемся, что делать в ситуации, когда вы застряли. Тапку в пол жать не нужно - зачем даром крутить колеса? А если у вас АКПП, то вы можете запросто убить коробку - перегреется она и поломается. Вот теперь настал тот момент, когда нужно выйти из машины. Нам нужно выяснить, есть ли вокруг палки, камни, тряпки - в общем, все, что можно подложить под колеса, чтобы улучшить их сцепление. Только так вы сможете тронуться с места. Учтите, что весь мусор, который вы найдете, нужно положить именно под колесо, а не перед колесом. Ведь колеса должны зацепиться за него протектором. А если вы положите все это перед колесом, то последнее так и будет продолжать месить грязь.

Если не получается затолкать под колесо палки и камни, тогда придется использовать домкрат. Главное, чтобы для его подставки была достаточно твердая поверхность - ведь если земля сильно размыта, домкрат использовать не получится.

Если шины зимние (М + S), а протектор хорош, можно попробовать прием «тапка в пол». Обычно рисунок протектора спроектирован так, что шины должны самоочиститься от грязи. На летних шинах такой прием можно и не пробовать - вы еще больше зароетесь в грязь. Хотя это может произойти и на зимних шинах - все зависит от протектора. В любом случае, если ничего другое не помогает, можно попробовать этот прием.