COATALEN Louis

1879 -1962 Франция/Великобритания

Конструктор и предприниматель. Родился во Франции в городке Конкарнау (Бретань). После учебы служил во французской армии, а затем работал чертежником на фирме "Де Дион-Бутон" (De Dion-Bouton). В 1900 г. Коатален переехал в Англию и поступил на работу в "Крауден Мотор Кар Компани" (Crowden Motor Car Company), a затем на фирму "Хамбер" (Humber), которая разворачивала автомобильное производство. В 1901 г. получил британское подданство, а в 1907 г. ушел с "Хамбера" и стал партнером Уильяма Хиллмана (William Hillman), занимавшегося производством мотоциклов. Компаньоны приобрели фабрику в городке Пинли и превратили ее в хорошо оборудованный по тем временам автомобильный завод.

Луис Коатален за рулем первого автомобиля "Хилман", 1907 г.

В 1909 г. Коаталена пригласили на должность главного инженера в "Санбим Кар Компани оф Вулверхэмптон" (Sunbeam Car Company of Wolverhempton). В следующем году созданный под его руководством первый гоночный автомобиль "Санбим-Наутилус" (Sunbeam Nautilus) принял участие в гонках на автодроме в Брукленде. Уже в 1911 г. машины фирмы завоевали 22 приза в различных соревнованиях. В сезоне 1912 г. сконструированные Коаталеном автомобили заняли первое, второе и третье места в гонках на кубок французской газеты "Ль'Ото" (L'Auto), а сам конструктор приобрел широкую известность в профессиональных кругах. В 1913 г. разработал и построил первый гоночный автомобиль с V-образным 12-цилиндровым двигателем. В годы первой мировой войны работал над созданием серии авиационных моторов "Сан-бим-Коатален" (Sunbeam-Coatalen) для аэропланов королевских ВВС. Двигатели по его патентам выпускали четыре английские, американская, швейцарская и две российские компании. Созданные Коаталеном моторы V12 были установлены на самолете "Р34" (R34), на котором в 1919 г. впервые удалось пересечь Атлантику в обоих направлениях. В 1919 г. приехал в Париж и возглавил инженерный отдел "Санбим-Тальбо-Даррак" (Sunbeam-Talbot-Darracq). Создал несколько автомобилей, на которых были выиграны самые престижные гонки того времени. В1930 г. двигатели конструкции Коаталена стояли на рекордном автомобиле "Санбим Силвер Буллит" (Sunbeam Silver Bullet). Долгое время активно сотрудничал с французским отделением фирмы "Локхид" (Lockheed). С 1952 г. стал постепенно отходить от дел.