На отечественных автомобилях кро ме микропроцессорных систем управления зажиганием и ЭПХХ применяются и комплексные системы управления зажиганием и впрыском топлива. Принципиально эти системы работают следующим образом. С датчиков, встроенных в двигатель, снимается информация о режиме работы двигателя: час-гот а вращения коленчатого вала, поло жение коленчатого вала по углу поворота, абсолютное давление во впускном трубопроводе, положение дроссельной заслонки, температура охлаждающей жидкости, температура воздуха. Эти сигналы преобразуются интерфейсом блока управления из аналоговой формы в цифровую. Затем эти сигналы в цифровой форме поступают в процессор где они после соответствующей обработки сравниваются со значениями, заложенными в памяти блока управления. Процессор выдает регулирующий сигнал на исполнительные устройства Для системы зажигания — это транзисторный коммутатор, для системы впрыска топлива — форсунки (пусковые и основные) и электробензонасос

Техническая характеристика блока управления 90 3761 двигателя ЗМЗ-4024.10 макроавтобуса РАФ-22039

Диапазон регулирования угла опережения зажигания,

град..........8—57

Диапазон регулирования цикловой подачи топлива (длительность впрыска топлива), мс..... 3—8

Зона регулирования по абсолютному давлению во всасывающем трубопроводе,

кПа . .....104—20

Зона регулирования по частоте вращения двигателя, об/мин . . . 20—5300

Диапазон коррекции характеристик:

по температуре охлаждающей жидкости. °С —45 ..

+ 95

по температуре воздуха на входе в двигатель, °С —45...

+ 60

по углу поворота дроссельной заслонки, град 0...

70dt5

Напряжение питания, В 6—16,5 Потребляемый ток, А 1,1 Масса, кг..... 1.5

Блок управления 90.3761 обеспечивает. включение экономайзера при углах открытия дросселя более (70±5)° за счет увеличения длительности впрыска топлива на 23 %, управление пусковой форсункой при включении стартера и температуре охлаждающей жидкости менее +20 С, управление реле электробензонасоса (включение реле на 2 с) при включенном зажигании и неработающем двигателе, постоянное включение при частоте вращения вала двигателя более 300 об/мин, отключение реле при частоте вращения вала двигателя менее 300 об/мин.

Блок управления содержит: аналогово-цифровые преобразователи давления во всасывающем трубопроводе (АЦП Як), температуры охлаждающей жидкости (АЦП ТЖ), температуры воздуха на впуске (АЦП ТВ); преобразователь аналогового сигнала датчика положения дросселя и изменения скорости открытия и закрытия дросселя (ДД); компаратор включения стартера; преобразователь сигналов датчиков начала отсчета (ДНО) и угловых импульсов (ДУИ); вторичный источник питания (ВИП); устройство управления впрыском; устройство управления пусковой форсункой (УПФ); устройство управления реле бензонасоса (УРБН); устройство управления углом опережения зажигания (УУОЗ); интерфейс вывода: устройство разделения каналов впрыска, коммутатор пусковой форсунки, коммутатор реле электробензонасоса, выходной каскад угла опережения зажигания и разделения каналов зажигания.