Высокая прибыльность этого бизнеса способствует острой конкуренции.

Зарубежные фирмы обычно учитывают конкурентные качества деталей и узлов при установлении своих цен.

Не конкурирующими запасными частями называют такие детали и узлы, поставщиками которых могут быть только изготовители машин и их предприятия. Конструкция или качество этих деталей и узлов не позволяют имитаторам изготовлять их с достаточно низкой себестоимостью, чтобы конкурировать.

К ним также относят редко заменяемые детали, которые не привлекают внимания имитаторов.

К конкурирующим относят детали и узлы, серийное производство которых может быть налажено на любом специализированном предприятии: прокладки, шланги, детали сцепления и тормозов, амортизаторы, вентиляторные ремни, диски колес, некоторые детали двигателей, топливной и гидравлической аппаратуры, глушители.

Особо конкурирующими считают запасные части стандартизированного ассортимента, аналоги которых поставляются на рынки многочисленными изготовителями. В эту категорию входят такие детали, как свечи зажигания, фильтрующие элементы, стандартные подшипники и т. п.

Продуценты машин встречаются в торговле оригинальными запасными частями с четырьмя группами конкурентов.

К первой, основной, группе, относят довольно крупные предприятия, специализирующиеся на изготовлении определенной номенклатуры деталей и узлов для поставки их изготовителям машин в качестве компонентов сборки. Те же детали в качестве запасных частей они поставляют региональным складам изготовителей машин. Специализированное оборудование этих предприятий позволяет им также производить запасные части к машинам, с изготовителями которых они вообще не связаны никакими договорами. Выпускаемая ими продукция продается через независимые фирмы вторичного рынка, занимающиеся торговлей неоригинальными, унифицированными и стандартизированными запасными частями к разнообразным моделям машин через оптовые склады и магазины.

В качестве примера можно назвать компании: в ФРГ — “Bosch” (электрооборудование, карбюраторы, топливные насосы, форсунки), “Sachs” (амортизаторы, диски сцепления; во Франции — “Solex” (карбюраторы); в Японии — “Nishin” (электрооборудование); в Финляндии — “Atoy” (прокладки, шланги, глушители, цепи, амортизаторы, диски колес и др.); в Англии — “Girling” (детали тормозных и гидравлических систем); в Дании Kenvig (прокладки, резиновые кольца, сальники).

Наши специализированные заводы только примериваются к производству 4 чужой” номенклатуры, но скоро будут ее выпускать, для иномарок, собираемых в России. Обязательным условием для организации сборочных производств является организация до половины комплектующих в России.

Второй не менее опасной группой конкурентов, ввиду их быстрой приспосабливаемости, считают предприятия, занимающиеся изготовлением запасных частей специально для продажи на рынке. Эти предприятия-имитаторы обычно выпускают детали узкой номенклатуры и продают запасные части по ценам, значительно более низким, чем цены основных поставщиков. Ни соответствие стандартам изготовителей, ни качество при этом не гарантированы. Фирмы, входящие во вторую группу конкурентов, имеют основных покупателей среди населения с низким уровнем доходов. Особенно это заметно в африканских и азиатских странах, где владельцев машин или механиков мастерских, имеющих невысокую техническую квалификацию, легче убедить купить неоригинальные запасные части, концентрируя их внимание на низких ценах. На нашем рынке имеются неоригинальные детали для автомобилей ВАЗ, КАМАЗ и Москвич, изготовленные зарубежными и нашими имитаторами.

Отечественных предприятий — имитаторов, выпускающих запасные части без лицензий основных конструкторов и гарантий качества, появляется все больше — от кооперативов до заводов, потерявших заказы на прежнюю продукцию.

Обе группы конкурентов специализируются только на номенклатуре высокого и постоянного спроса и имеют возможность продавать запасные части дешевле, так как, занимаясь узкой номенклатурой, имеют низкие издержки производства и распределения. Важным преимуществом местных имитаторов является то, что в цены на детали их производства для импортных машин не включены ввозные пошлины и другие сборы.

К третьей группе конкурентов относят мелкие фирмы, занимающиеся разборкой машин, проданных в лом, и продажей пригодных для дальнейшего использования деталей и узлов. Цены на такие подержанные запасные части колеблются в пределах 25-50% цен на соответствующие новые детали. “Кладбища” автомобилей приобретены такими фирмами в собственность, при помощи властей установлены правила, по которым бросать где попало старый автомобиль стало невозможно. Владелец или страховая компания обязаны сдать его фирме, владеющей огороженным “кладбищем”, оплатив утилизацию. Утилизация большого грузовика или автобуса в ФРГ обходится владельцу в 3-5 тысяч марок.

Эти фирмы стали специализироваться на определенных моделях машин. Например, в маленькой Дании таких фирм более двадцати.

Фирмы этой группы находят довольно много покупателей среди механиков независимых мастерских и владельцев машин, имеющих невысокий доход. На нашем рынке тоже начали появляться такие фирмы. Раньше их существование было невозможно, т. к. предприятия, списывающие старую технику, обязаны были сдавать ее в металлолом, а частные владельцы легковых машин их вообще не бросали, поддерживая на ходу до полной дряхлости. Довольно много появилось и продавцов подержанных узлов и деталей для импортных автомобилей. Этот товар заказывают за рубежом, а также получают при разборке аварийных или не разрешенных таможней к регистрации машин.

Четвертую группу конкурентов составляют предприятия, которые практикуют восстановление изношенных деталей и агрегатов машин по заказам клиентов и дилеров, часто в кооперации с фирмами третьей группы.

Восстановление деталей и агрегатов у нас практиковалось всегда на ремонтных заводах, но лишь для их оборотных фондов. В свободную продажу восстановленные агрегаты и узлы только начинают поступать. В этой области хорошие перспективы у предприятий, имеющих соответствующее оборудование.

Конкуренция со стороны последних двух групп поставщиков запасных частей на зарубежных рынках заметно усилилась в 60-х годах. Обнаружив потерю части доходов вследствие их деятельности, все крупные изготовители машин приняли меры для организации качественного восстановления изношенных агрегатов. Пионером в области централизованного агрегатного ремонта считают компанию “Volkswagen”.

При помощи импортеров своих машин в Финляндии, Бельгии и других странах она организовала сбор изношенных агрегатов — двигателей, коробок передач, водяных и масляных насосов, всего более 200 наименований — и направление их на специальное предприятие в г. Кассель, ФРГ, для ремонта. Восстановленные агрегаты и детали продаются дешевле, чем новые. Гарантийный срок на них почти достигает срока гарантий на новые изделия. Восстановление изношенных узлов и агрегатов практикуют “Ford Motors”, “Volvo”, “Saab”, “Chrysler”, “BMW”, “Caterpillar”, “Bosch” и другие компании.

Доходность при продаже восстановленных агрегатов не ниже, чем при продаже новых. Создается противодействие полукустарному низкокачественному восстановлению, которое может повредить репутации машин, сокращается производство новых, которые продавать в запасные части труднее, и отбирается соответствующая доля рынка у конкурентов.

Торговля восстановленными узлами стала основой отдельного направления — “сервиса по обмену агрегатов”, особенно развившегося в сфере ремонта дорожно-строительной, землеройной, сельскохозяйственной и другой техники, эксплуатируемой в отдаленных от крупных населенных пунктов местностях. Например, в Англии, фирма “Bawmaker” обменивает и восстанавливает около 3000 наименований узлов и агрегатов для техники компании “Caterpillar”.

Среди покупателей подержанных или восстановленных деталей за рубежом заметна роль страховых компаний. Они организуют собственные мастерские для ремонта поврежденных машин с использованием подержанных и восстановленных деталей и узлов. Такой ремонт обходится этим компаниям дешевле, чем оплата страховой премии.

Страховые компании имеют договоры о закупке запасных частей с фирмами, занимающимися разборкой старых автомобилей и восстановлением деталей. В свою очередь, страховые компании продают этим фирмам автомобили, которые нецелесообразно ремонтировать. В Швеции подобные договоры имеют страховые компании “Volksam” и “Scandia”.

Все вышеназванные виды конкуренции в торговле оригинальными запасными частями к иномаркам проявились и на нашем рынке.

Но для нашего рынка характерна и другая конкуренция. Торговлей запасными частями к отечественной технике занимается множество малых и больших предприятий. Никто из них не имеет монопольных дилерских прав на территорию, а получают они товар с тех же самых заводов.

К первой группе торговцев оригинальными запчастями к отечественным машинам относятся предприятия, торгующие отечественными машинами и запасными частями. Несмотря на рекламу, где упоминаются иногда слова “официальный дилер”, настоящих полноправных дилеров изготовителей машин, в зарубежном понимании этого термина, на рынке еще нет. Даже имеющиеся официальные дилеры не обязаны обеспечивать запасными частями владельцев техники, так как заводы им не дают возможности торговать этим товаром. Прежде всего, потому, что заводы не в состоянии пока обеспечить им необходимую всестороннюю поддержку.

Вторую группу торговцев оригинальными запчастями к отечественной технике составляют оптовики, продающие оптом ограниченную номенклатуру запасных частей одного-двух изготовителей. К ним относятся также и фирмы, торгующие унифицированными агрегатами и деталями.

Многие продуценты — например, машин специального назначения на базе автомобилей (автокраны, бетоновозы и т.п.) или использующие унифицированные двигатели и другие агрегаты, — ограничиваются поставкой запчастей к спецоборудованию и не принимают никаких мер для поставки покупателям запасных частей к этим автомобилям и унифицированным агрегатам. В этих условиях не только возможно, но и необходимо вполне рентабельное существование фирм, не зависимых от продуцентов и торгующих запасными частями к унифицированным агрегатам, пригодными для многих моделей машин. Спрос на такие запасные части будет существовать до тех пор, пока будут в эксплуатации соответствующие машины, постепенно сокращаясь.

К третьей группе следует отнести посредников. После развала системы централизованного материально-технического снабжения появился высокий спрос со стороны крупных предприятий, имеющих многомарочный парк машин, на услуги по закупкам для них запасных частей у многочисленных поставщиков. Спрос породил предложение, и такие фирмы появились. Часть их работают как чистые посредники, другие имеют свои склады запасных частей.

К четвертой группе отнесем магазины по розничной продаже запасных частей, являющиеся самостоятельными предприятиями, принадлежащие оптовикам или станциям техобслуживания.

Из сказанного выше понятно, почему запасные части - сложный и даже коварный товар. Каждая деталь представляет собой отдельный товар и требует индивидуального подхода при планировании производства и сбыта.