В зависимости от величины тормозного момента, который должен обеспечить ленточный тормоз, тормозные ленты различаются как по размерам, так и конструктивно. По конструкции ленточные тормоза классифицируются на два типа:

• простой;

• двойной.

Простой ленточный тормоз имеет сплошную неразрезанную металлическую ленту, к которой прикреплена фрикционная накладка. Лента двойного ленточного тормоза имеет два продольных разреза.

Двойной ленточный тормоз более эластичен в поперечном направлении. Это весьма важное обстоятельство, поскольку любой тормозной барабан за счет неточности изготовления и неравномерного износа далек от идеальной цилиндрической формы. Поэтому в случае жесткой в поперечном направлении ленты, какой является лента простого тормоза, отклонение поверхности барабана от цилиндрической формы приведет к появлению участков ленты, которые не будут плотно прижиматься к барабану. Это обстоятельство снижает величину момента трения, создаваемого ленточным тормозом. Продольные разрезы тормозной ленты, которые имеет двойной тормоз, делают ленту более эластичной в поперечном направлении, что позволяет снизить процент поверхности трения ленты, неплотно контактирующей с поверхностью барабана. В результате увеличивается величина момента трения, создаваемого двойным ленточным тормозом. Поэтому в случае использования двойного ленточного тормоза создается несколько больший тормозной момент и процесс остановки тормозного барабана происходит гораздо мягче в сравнении с простым ленточным тормозом.

Однако стоимость изготовления ленты простого тормоза заметно ниже, чем стоимость изготовления тормозной ленты двойного тормоза. В результате простой ленточный тормоз используется в АКПП легковых автомобилей гораздо чаще, чем двойной.

Эффективность работы ленточного тормоза во многом определяется способом закрепления концов его ленты. При закреплении концов тормозной ленты необходимо учитывать направление вращения тормозного барабана.

Пусть, например, концы тормозной ленты закреплены так, как показано на рис. и тормозной барабан вращается по часовой стрелке. При соприкосновении тормозной ленты с барабаном возникает момент силы трения, действующий в равной степени как на тормозной барабан, так и на тормозную ленту. Причем момент, действующий на тормозную ленту, будет направлен в сторону ее растяжения. Таким образом, направление действия на ленту момента трения и силы сервопривода совпадают, т.е. при таком закреплении концов и направлении вращения тормозного барабана возникает эффект самозатягивания тормоза. Поэтому для создания требуемого тормозного момента со стороны гидроцилиндра требуется незначительное усилие, и торможение барабана происходит весьма эффективно.

Теперь пусть закрепление концов ленты останется прежним, а тормозной барабан вращается против часовой стрелки. Это приведет к изменению направления действия момента силы трения на тормозную ленту. Момент будет направлен в сторону сжатия ленты, в то время как сила гидроцилиндра по-прежнему остается направленной в сторону растяжения ленты. Таким образом, момент силы трения препятствует затяжке ленточного тормоза, и в случае использования такого же по мощности гидроцилиндра, что и в первом примере, процесс торможения барабана будет более растянутым во времени. Поэтому для того чтобы ленточный тормоз был столь эффективен, как и в предыдущем примере, необходимо использовать более мощный гидроцилиндр.

Большое влияние на качество включения ленточного тормоза оказывает величина зазора между тормозной лентой и тормозным барабаном в выключенном состоянии. В процессе эксплуатации в результате износа фрикционной накладки этот зазор постоянно увеличивается. Слишком большой зазор приводит к ухудшению качества переключения передачи. Поэтому в АКПП ранних годов выпуска требовалась периодическая регулировка зазоров ленточных тормозов. В конструкциях АКПП более поздних разработок таких регулировок производить не требуется, поскольку это происходит автоматически.