КОРОТОНОШКО Николай Иванович

1903 - 1995 Россия

Советский ученый и конструктор, создатель многочисленных автомобилей высокой проходимости и специализированной техники, доктор технических наук. Окончил военно-промышленный факультет Московского автотракторного института им. Ломоносова. С августа 1932 г. работал в спецотделе НАТИ. Участвовал в создании легких плавающих танков Т-41 и Т-37А, легкого бронированного тягача "Пионер-Б". С1936 г. руководил проектированием полугусеничного бронеавтомобиля БА-30, построенного в 1937 г., а также созданием первого в СССР полноприводного (6x6) грузового автомобиля ЗИС-НАТИ-К1 на базеЗИС-6, в 1939 г. - аналогичного полноприводного (4x4) грузового автомобиля ЗИС-НА-ТИ-К2 на базе ЗИС-5.

ЭТ-8

Он послужил основой для выпускавшегося в 1941 г. автомобиля повышенной проходимости ЭЙС-32. В1937-1939 гг. возглавил проектирование полноприводного (4x4) бронеавтомобиля ЛБ-НА-ТИ. В начале войны под его руководством создавалась бронированная самоходная установка (СУ) с 76,2-мм пушкой на шасси тягача СГЗ-5. Разработал СУ с использованием двух параллельно установленных автомобильных двигателей ГАЗ-М. Участвовал в создании двухмоторного гусеничного артиллерийского тягача “Д" (впоследствии Я-11). В 1944-1945 гг. в составе вновь образованной лаборатории автомобилей высокой проходимости провел комплекс научных исследований по использованию на автомобиле типа 6x6 одинарных шин с различными видами привода, что нашло свое отражение в книге "Автомобили с блокированным и дифференциальным приводом" (1948 г.). В конце 1954 г. назначен заведующим лабораторией автомобилей высокой проходимости НАМИ и главным конструктором нового отдела. В течение 1955-1956 гг. отделом был разработан и построен принципиально новый автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6x6 грузоподъемностью 5 т НАМИ-020. В 1957 г. его передали для освоения на Уральский автозавод, где с участием Н.И.'Корото-ношко был доработан в ставший знаменитым "Урал-375", производство которого началось в 1961 г. За участие в создании автомобиля "Урал-375" Н.И. Коро-тоношко был удостоен Государственной премии и награжден орденом Ленина. Участвовал в разработке и освоении производства арочных шин, повышавших проходимость автомобилей. В 1958 г. принимал участие в создании инженерного колесного тягача НАМИ-044 с бортовой схемой поворота, впоследствии ставшего основой колесных тягачей ХТЗ. В1960-1965 гг. руководил постройкой и испытанием серии лыжно-гусеничных автомобилей НАМИ-075 с движителем Неждановского, показавших высокие результаты при движении по рыхлому снегу неограниченной глубины. В 1964 г. при его участии создавали автомобиль высокой проходимости (6x6) НАМ И-076 "Ермак" грузоподъемностью 25 т, освоенного на Могилевском автозаводе (МоАЗ-7411). В течение многих лет работал над созданием гаммы большегрузных 4-осных автомобилей высокой проходимости НАМИ-058, -0127, -0172, -0188. Опыт и результаты научных исследований отражены в его книге "Автомобили высокой проходимости" (1957 г.).

"Шевроле-Бель Эйр", 1957 г.