CHRISTIE John Walter

1865 -1944 США

Американский изобретатель и предприниматель. Родился в Одд Бридж, шт. Нью-Джер-си. В16 лет поступил на работу в судостроительную компанию "Деламатр Айрон Уоркс” (DeLamater Iron Works). Инженерное образование получил на вечерних курсах на фирме "Купер Юнион" (Cooper Union). Через два года переехал в Филадельфию и поступил на верфи компании "Уильям Крэмп энд Соне" (William Cramp & Sons). В 1899 г. в Нью-Йорке участвовал в разработке башен орудий главного калибра для броненосца "Мейн" (Maine), заработав себе на этом имя и капитал. В 1900 г. зарегистрировал компанию "Уолтер Кристи Мэшинери" (Wolter Christie Machinery) и вскоре увлекся конструированием автомобилей. В 1903 г. пришел к идее использования на своих автомобилях переднего привода, преследуя следующие цели: "во-первых, уменьшить массу и, во-вторых, улучшить развесовку загруженного автомобиля". Двигатель расположил поперечно между передними колесами автомобиля, применив коленчатый вал в качестве передней оси. Благодаря использованию алюминиевых деталей автомобиль весил всего 640 кг. Убедившись в жизнеспособности автомобилей и получив патенты на свою систему переднего привода в Австралии, США, Великобритании и России, в феврале 1905 г. создал новую фирму "Кристи Директ Экшн Мотор Кар Компани” (Christie Direct Action Motor Car Company). Спортивные автомобили, выпускавшиеся ею, одержали ряд побед в крупных соревнованиях как в США, так и за рубежом, что способствовало росту популярности концепции переднеприводного автомобиля. Но очень небольшой объем выпуска и сопутствующие этому убытки привели его к мысли о начале производства двухколесных тягачей для буксировки паровых пожарных насосов с 4-ци-линдровым двигателем мощностью 90 л.с. Управление осуществлялось за счет поворота тягача на 60° относительно точки сцепки с насосом и дополнительно на 30° за счет рулевого колеса. В 1910 г. сконструировал авиационный двигатель V8, а в 1912-1916 гг. занимался производством артиллерийских тягачей. В1916 г. создал серию самоходных зенитных орудий, в 1919 г. - первый танк с двойным движителем (он мог двигаться по дорогам со снятыми гусеницами, что значительно увеличивало скорость), а в 1921-23 гг. -серию плавающих танков. Позже начал штучное изготовление специальных грузовиков, в том числе полугусеничных.

"Кросли", 1949 г.

В 1928-31 гг. разработал несколько типов танков, среди них была модель М.1931, способная развивать на колесах скорость до 75 км/час, а на гусеницах - 44 км/ч. Но армия США приобрела лишь 7 танков. В1931 г. начальник управления механизации и моторизации Красной Армии И. А. Халенский после переговоров приобрел у Кристи два танка без башен и вооружения. Кристи уведомил Госдепартамент США о продаже двух тракторов, получив разрешение на вывоз. На основе конструкции М.1931 были созданы советские танки БТ-2, БТ-5 и БТ-7 ("Быстроходный танк"). Убедившись в превосходных данных БТ, англичане закупили у Кристи два танка М.1932 и создали свои танки, но только с гусеничным движителем.