В процессе работы происходит изнашивание деталей кривошип -но-шатунного механизма двигателя (поршневых колец, поршней и гильз), что приводит к снижению его мощности, увеличению расхода картерного масла и появлению ненормальных стуков.

Снижение мощности определяется уменьшением компрессии двигателя в результате нарушения уплотнения головок цилиндров, вызванного слабой или неравномерной затяжкой гаек крепления или повреждением прокладок; пригорания колец в канавках поршня вследствие отложения смолистых веществ и появления нагара; изнашивания, поломки или потери упругости колец, а также из-за изнашивания стенок цилиндров. Повышенный расход масла, перерасход топлива и дымный выпуск отработавших газов обычно происходят при залегании поршневых колец или их изнашивании. Стуки и шумы в двигателе возникают в результате повышенного износа его основных деталей и увеличения зазоров между сопряженными деталями.

Для устранения указанных дефектов при ТО проводят регламентные контрольно-регулировочные работы.

Например, для предотвращения пропуска газов и охлаждающей жидкости через прокладки головок цилиндров проверяют и при необходимости с определенным усилием (моментом затяжки) подтягивают гайки их крепления к блоку ключом с динамометрической рукояткой. Момент и последовательность затяжки устанавливаются заводом-изготовителем, т.е. подтяжка производится в определенной последовательности противоположно расположенных болтов и гаек и не менее чем в три приема. Чугунные головки цилиндров подтягивают на прогретом двигателе, а головки из алюминиевого сплава только в холодном состоянии, так как коэффициент линейного расширения материала шпилек и головки неодинаков и при охлаждении головки плотность соединения и натяг будут уменьшаться.

Проверка крепления поддона картера во избежание его деформации и нарушения герметичности также производится поочередным подтягиванием диаметрально противоположных болтов.

Компрессия является показателем герметичности и характеризует состояние цилиндров, поршней и клапанов. Причинами относительно низкой компрессии могут быть сильный износ, поломка или закоксовывание компрессионных колец, а относительно высокой - поломка маслосъемного кольца.

Рис. Схемы последовательности затяжки гаек крепления головок блока цилиндров: а -двигателя ЗИЛ-5301 и его модификаций; 6 - двигателей ЗИЛ-4ЭЗГ4, ЗИЛ-433420, ЗИЛ-433100; в -двигателя Д-160Б (цифрами указана последовательность затяжки)

Герметичность цилиндров карбюраторных двигателей определяется компрессиметром со шкалой до 1,5 МПа, а дизельных - со шкалой до 10 МПа.