LEDWINKA Hans

1878 -1967 Чехия

Чешский конструктор и дизайнер. Родился в Богемии в местечке Клостенбург. Подростком часто помогал своему дяде, владевшему механической мастерской. Окончил профессиональную школу в Вене. В 20 лет устроился конструктором на завод “Шустала и Компания" (Schustala und Со.) в городе Нессельсдорф, выпускавшем железнодорожные вагоны.

Шасси "Татра-11" 1922 г.

Вскоре он был переименован в "Нессельсдорфер Вагонбау Фабрикгезельшафт" (Nesselsdorfer Waggonbau Fabrikgesellschaft). В 1897 г. на заводе построили первый автомобиль, а в следующем году началось серийное производство модели. Ледвинка участвовал в разработке трансмиссии для первой партии из 10 автомобилей. В 1900 г. Ганс уже самостоятельно спроектировал и построил гоночный автомобиль с двигателем "Бенц" (Benz) мощностью 12 л.с., развивавший максимальную скорость до 90 км/ч. В 1901 г. назначен на должность главного конструктора автомобильного отдела и занялся обновлением модельной гаммы. Одной из первых была разработана модель "NW-B", а через некоторое время ~ модель "С". В 1902-1905 гг. работал в Вене на заводе "Фридман унд Кнол-лер" (Friedmann und Knoller), выпускавшем паровые машины. Возвратившись в Нессельсдорф в 1906 г., занялся конструированием автомобиля высшего класса. Начиная с этого времени и до 1916 г. участвовал в создании ряда моделей, в том числе спортивных.

"Татра-111"

В 1916 г. перешел на австрийскую фирму "Штайр" (Steyr), где активно участвовал в разработке проекта первого легкового автомобиля этой марки, который появился в 1920 г. Годом позже вернулся на свою прежнюю фирму. К тому времени Австро-Венгерская империя распалась, и Чехословакия стала самостоятельным государством. Город Нессельсдорф переименовали в Копрживнице, а фирму “Нессельсдорфер Вагонбау" с 1923 г. - в "Татра" (Tatra). По возвращении стал техническим директором этой компании и вывел ее в число ведущих европейских автомобилестроительных предприятий. На счету конструктора множество изобретений и оригинальных инженерных решений. В частности, в 1922 г. Ледвинка создал модель "Татра-11" (Tatra 11), где в качестве несущего элемента использовал центральную трубу (так называемая хребтовая рама), к которой спереди крепился двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения. В последующие годы под его руководством был разработан ряд моделей, завоевавших известность среди покупателей и специалистов. Но венцом творения конструктора по праву считается легковой автомобиль "Татра-77" (Tatra 77) с хребтовой рамой и “аэродинамическим" кузовом (1934 г.). Его оснащали 3-литровым двигателем V8 воздушного охлаждения с двумя верхними распределительными валами. Вслед за ним появилось еще несколько интересных моделей: "77А", "87", "97". Ганс Ледвинка оставался на посту технического директора "Татры" на протяжении всего военного периода. В 1944 г. стал доктором технических наук. После окончания войны был обвинен в сотрудничестве с немецкими оккупантами и шесть лет провел в тюрьме. В 1951 г. покинул Чехословакию и переехал сначала в Австрию, где его сын Эрих возглавлял дизайнерское бюро фирмы "Штайр-Пух" (Steyr-Puch), а затем в ФРГ.