Ленточный тормоз, как уже отмечалось, используется для остановки одного из звеньев АКПП и состоит из тормозной ленты и тормозного барабана. Тормозная лента практически полностью охватывает тормозной барабан; один ее конец жестко прикреплен к картеру АКПП, а второй соединен либо с помощью штока, либо через рычажный механизм с поршнем гидропривода.

В выключенном состоянии между лентой и барабаном должен быть некоторый зазор, в результате чего тормозная лента не воздействует на барабан и он может беспрепятственно вращаться. Для включения тормоза в цилиндр сервопривода подается давление, и шток, жестко соединенный с поршнем гидроцилиндра, перемещает конец тормозной ленты так, чтобы зазор между лентой и барабаном уменьшился до нулевого значения.

При соприкосновении ленты с барабаном за счет силы трения создается момент торможения. В результате барабан останавливается и удерживается лентой в неподвижном состоянии до тех пор, пока давление в гидроцилиндре не будет сброшено.

Величина момента силы трения ленточного тормоза определяется радиусом тормозного барабана, материалами контактирующих поверхностей, условием работы пары трения (всухую или в масле), шириной тормозной ленты и создаваемой давлением в гидроцилиндре силой натяжения тормозной ленты.

Тормозные ленты, как правило, изготавливаются из листовой стали. В некоторых случаях тормозные ленты делают из чугуна. Но независимо от того, из какого материала изготовлена тормозная лента, для увеличения коэффициента трения между тормозной лентой и барабаном и стабилизации его значения в процессе скольжения к внутренней поверхности тормозной ленты прикрепляется специальная фрикционная накладка. Эта накладка может быть изготовлена из бумаги, асбеста или металлокерамики и закрепляется на тормозной ленте с помощью заклепок или специального термостойкого клея.

Металлокерамические накладки способны выдерживать большие удельные давления, что важно с точки зрения величины тормозного момента, развиваемого силой трения. Однако использование металлокерамических накладок вызывает повышенный износ тормозного барабана. Кроме того, продукты износа попадают в клапанную коробку и вызывают засорение жиклеров и «залипание» плунжеров клапанов, что в конечном счете приводит к полному выходу из строя всей АКПП. Поэтому металлокерамические накладки используются только в коробках передач, предназначенных для работы с мощными двигателями, когда фрикционные элементы должны обеспечивать большие тормозные моменты.

В АКПП современных легковых автомобилей используются фрикционные накладки, изготовленные на бумажно-целлюлозной основе. Такие накладки сами обладают, как это ни парадоксально, высокими износостойкими свойствами и не вызывают большого износа поверхности тормозного барабана.

Ленточные тормоза, используемые в АКПП, работают в масле, т.е. используется пара трения «бумага-металл», работающая в масле. Работа фрикционной пары трения в масле позволяет значительно увеличить, по сравнению с такой же парой, но работающей всухую, долговечность ленточного тормоза, обеспечить более стабильное значение коэффициента трения и реализовать большие удельные напряжения, возникающие во фрикционном материале во время работы тормоза.

При высокой температуре масло быстро испаряется с поверхности бумажной накладки, и кажется, что трение должно происходить всухую, что чревато быстрым обугливанием бумаги и выходом из строя тормоза. Однако под действием силы трения бумага сжимается и масло из ее внутренних микроячеек выжимается на поверхность трения, обеспечивая тем самым тонкую масляную пленку между фрикционной накладкой и тормозным барабаном, снижая при этом и температуру в зоне их контакта.

Кроме того, для обеспечения нормальной работы пары трения на поверхности трения накладок выполняют кольцевые канавки, из которых масло постепенно затягивается в зону контакта накладки с тормозным барабаном. Тем самым обеспечивается граничное трение между контактируемыми поверхностями в процессе включения ленточного тормоза.

Допускаемая скорость скольжения на поверхности барабана для ленточных тормозов - 30,5 м/с, а максимальная температура не должна превышать 316-42 *С.