Санкт-Петербург, Россия, 1906-1909

Петербургский машиностроительный и чугунолитейный завод Г. А. Лесснера был известен как поставщик типографских машин, прессов, насосов, паровых машин и котлов. В 1901 году завод подписал лицензионное соглашение с фирмой “Даймлер” (Daimler) о производстве лодочных и судовых двигателей внутреннего сгорания, а также автомобилей. Их конструкцию разработал русский инженер Борис Луцкой, который работал на фирме “Даймлер”. В соответствии с договором, с каждой стороны автомобильных моторов, которые выпускал “Лесснер”, должна была крепиться табличка “Луцкой-Даймлер”. Первый автомобиль завод “Лесснер” собрал летом 1904 года. Потом он выпускал малыми партиями самые разнообразные модели: 12 почтовых машин в 1905 году, десятки грузовиков и фургонов грузоподъемностью 1,2-2,0 т, автобусы и легковые машины.

Среди легковых были модели с 2- и 4-цилиндровыми моторами мощностью 12; 22 и 32 л.с. Последняя стала наиболее известной. Ее спроектировал Луцкой специально для “Лесснера”. Машины этой модели были заказаны в свое время Императорским гаражом и премьер-министром России С. Витте. Четыре автомобиля “Лесснера” экспонировались на I Международной автомобильной выставке 1907 года в Санкт-Петербурге, за которые завод получил Большую золотую медаль “За установление автомобильного производства в России".

“Лесснер” настойчиво искал заказчиков. Завод предложил военному министерству необычный штабной автомобиль с колесной формулой 4 х 4. За 6 лет, до июля 1909 года, изготовили и продали около сотни машин. В дальнейшем “Лесснер” получил солидные заказы от военно-морского флота на торпеды и оборудование миноносцев. После октябрьского переворота одно из предприятий “Лесснера" специализировалось на выпуске текстильных станков и называлось “Завод имени К. Маркса”.

Лесснер 32 л.с.

Эта модель в рекламных проспектах завода именовалась как “машина собственного производства”. Она не ела многие технические новинки своего времени и не повторяла конструкцию “мерседесов", которые выпускала фирма “Даймлер". Отличия заключались, например, в четырех отдельно отлитых цилиндрах - отливка их попарно являлась слишком сложной и давала много брака. Длинный картер двигателя, неизбежный при раздельных цилиндрах, заставил сделать коленчатый вал 5-опорным, что повысило долговечность мотора. Вместо традиционного тогда конусного сцепления Луцкой применил очень компактное многодисковое, которое смонтировал в ступице маховика. В 4-ступенчатой коробке передач он, стремясь обойти патент Луи Рено (Louis Renault) на прямую высшую передачу, предложил оригинальную двухвальную схему с горизонтальными валами и прямой передачей иной конструкции. Как многие модели тех лет “лессне-ры” имели цепной привод задних ведущих колес. Автомобили оснащались особо прочными рамами и рессорами, приспособленными к дорожным условиям России. Модель “32 л.с.” выпускалась с колесной базой 3000 или 3480 мм, оснащалась кузовами разных типов (их изготовляла петербургская экипажная фирма "Брейтигам”), имела массу до 2000 кг.