ЛЕЙТНЕР Александр Александрович

1864 -1923 Россия

Русский предприниматель, один из пионеров отечественного автомобилестроения. Родился в Курляндской губернии (ныне Латвия). Окончил реальное училище в Елгаве и много путешествовал по Восточной Европе, обучаясь точной механике. В 1883 г. посетил Германию, Италию и Францию. Некоторое время работал на фабрике точных инструментов в Женеве (Швейцария), а затем на крупном велосипедном заводе в Бирмингеме (Великобритания). 9 сентября 1886 г. Лейтнер основал механическую мастерскую в Риге и впервые в России начал производство велосипедов. В 1890 г. расширил свое предприятие, которое стало называться ""Россия" А. Лейтнер и Компания". По тем временам оно было хорошо оборудовано и имело механический цех с 12-сильным стационарным газовым двигателем для привода станков. В год выпускалось около 500 велосипедов. В 1895 г. построил новый завод и увеличил объем выпуска вдвое. Большинство деталей и комплектующих изготавливали на предприятии, и только небольшую их часть ввозили из Великобритании. Вскоре начал торговлю мотоциклами, а в 1899 г. наладил на своем предприятии их выпуск. Начиная с 1902 г. в Риге производили и легковые автомобили под маркой "Россия". Их комплектовали двигателями, которые покупали за границей. Были попытки наладить выпуск грузовых автомобилей. Велосипеды Лейтнера пользовались спросом и в армии для комплектования "самокатных команд". Поэтому, получив с началом первой мировой войны большой заказ военного ведомства России, вынужден был остановить автомобильное производство и сосредоточиться только на велосипедах, а также комплектующих для авиационных двигателей и аэропланов. В 1915 г., когда германские войска вплотную подошли к Риге, предприятие было эвакуировано в Харьков, где позже на его базе возник Харьковский велосипедный завод.

О том, как сложилась судьба А.А. Лейтнера после переворота 1917 г., сведений практически нет.