LELAND Henry Martyn

1843 -1932 США

Американский конструктор и предприниматель. Родился в семье фермера недалеко от городка Бартон, шт. Вермонт. Был младшим из восьмерых детей. В 1857 г. семья переехала в штат Массачусетс. Подростком устроился на трикотажную фабрику. Во время Гражданской войны Севера и Юга 1861-1865 гг. работал механиком на оружейной фабрике в Спрингфилде, а затем перешел в компанию "Кольт Револверс Уоркс" (Colt Revolver Works) в Хартфорде, шт. Коннектикут, которая в то время была лидером в области стандартизации и точности изготовления деталей. Полученный там опыт впоследствии успешно применил на предприятиях автомобильной промышленности. В 1890 г. Лиланд вместе с компаньоном организовал компанию "Лиланд энд Фэлконер" (Liland 8< Falconer), специализировавшуюся на постройке паровых машин и судовых двигателей. В 1901 г. Рэнсом Олдс (Ransom Olds, см.) заказал компании 2 тысячи одноцилиндровых двигателей для своей модели "Мерри Олдсмобил" (Merry Oldsmobile). Генри Лиланд и его сын Уилфред (Wilfred Leland) внесли в конструкцию агрегата усовершенствования, двигатель удостоился показа на выставке в Детройте. В 1902 г. Лиланд получил приглашение на работу от Генри Форда (Henry Ford, см.). Он должен был оценить стоимость оборудования разорившегося автомобильного завода в Детройте и подготовить его к продаже. В итоге у Генри возникла идея реорганизации предприятия и налаживания на нем выпуска автомобилей высшего класса. Форд и Лиланд решили назвать новую фирму в честь губернатора Луизианы и основателя Детройта Маркиза де Ка-дильяка. Так в августе 1902 г. родилась "Кадиллак Мотор Кар Компани" (Cadillac Motor Саг Company). Лиланд стал ее директором и техническим консультантом. Первый прототип марки "Кадиллак" (Cadillac) появился 17 октября 1902 г. В январе следующего года продукцию "Кадиллака" показали на выставке в Нью-Йорке, а в марте началось серийное производство моделей. В компании Лиланд отвечал за внедрение новых технологий и техническое усовершенствование автомобилей. Благодаря ему на "Кадиллаке" впервые в автомобилестроении стали применять унифицированные детали.

Первый "Кадиллак", 1902 г.

Кадиллак-Модель А", 1903 г.

29 июля 1909 г. фирма "Кадиллак" была куплена "Дженерал Моторе" (General Motors), но Лиланд и его сын сохранили за собой посты управляющих. В 1910 г. друг Ли-ланда Байрон Картер (Byron Carter) скончался от телесных повреждений, полученных при попытке запустить свой "Ка-лиллак" с помощью рукоятки. Лиланд тогда поклялся, что его автомобили больше никого не убьют и развернул работы по конструированию стартера. В 1911 г. на его автомобилях появился электрический стартер, а с 1912 г. он входил в стандартное оборудование. Кроме того, благодаря Лиланду на автомобилях "Кадиллак" появилось зажигание с регулировкой опережения без участия водителя. В1917 г. Генри покинул "Кадиллак Мотор Кар" и спустя некоторое время создал "Линкольн Мотор Компани" (Lincoln Motor Company), которая выпускала 12-цилиндровые авиационные двигатели для американских самолетов периода первой мировой войны. В 1920-21 гг. Лиланд вместе с сыном учредил "Линкольн Мотор Кар Компани оф Делавэр" (Lincoln Motor Car Company of Delaware), которая производила и автомобили В 1922 г. компанию купил Форд. За заслуги в области автомобилестроения имя Лиланда увековечено в "Зале автомобильной славы" (Automotive Hall of Fame) в Детройте.