ЛИПГАРТ Андрей Александрович

1898 -1980 Россия

Главный конструктор ГАЗа с 1933 по 1951 гг. Профессор МВТУ, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. В 1915 г. поступил в МВТУ. После его окончания с 1925 г. работал в НАМИ, принимая активное участие в создании первых отечественных автомобилей - малолитражного НАМИ-1, трехосного грузового ГАЗ-НАТИ-ЗО (прототип ГАЗ-ААА) и ряда других. В 1930 г. направлен в США для изучения опыта передового автомобилестроения. В сентябре 1933 г. главного конструктора автомобильного отдела НАТИ Липгарта по личной просьбе назначили главным конструктором Горьковского автозавода (ГАЗ). Под его руководством созданы такие легковые, грузовые и специальные автомобили, как ГАЗ-М1, ГАЗ-11-40, ГАЗ-М20 "Победа", ГАЗ-12 ЗИМ, ГАЗ-51, ГАЗ-бЗ, ГАЗ-67, ГАЗ-69, ГАЗ-41, ГАЗ-46, ГАЗ-47 и другие.

ГАЗ-М20 "Победа"

В их конструкциях сочетались специфические требования условий производства и эксплуатации автомобилей в СССР. Большой заслугой Липгарта явилось создание на ГАЗе мощной констру-кторско-экспериментальной базы, позволившей проводить научно-технические исследования и доводку конструкций автомобилей, подготавливаемых к производству. В 1934-37 гг. находился в длительных командировках в США, Германии, Италии. В годы войны Липгарт и возглавляемый им коллектив внесли большой вклад в создание различной оборонной техники. Предложил ряд смелых технических решений, особенно в двигателестроении. Еще в конце 1942 г. на ГАЗе первыми в отрасли начали работы по созданию новых автомобилей послевоенного поколения, что позволило приступить к массовому производству уже в 1946-1948 гг. За создание новых образцов автомобильной и специальной техники 5 раз был удостоен звания Лауреата Сталинской премии. В 1947 г. был избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук.

Двигатель ГАЗ-12 в сборе с гидромуфтой и сцеплением

Одновременно заведовал кафедрой двигателей в Горьковском политехническом институте. С 26 мая 1952 г. по 12 июня 1953 г. работал ведущим конструктором на Уральском автозаводе, где при его активном участии была проведена модернизация автомобиля "Урал ЗИС-5М" (будущий "Урал ЗИС-Э55М"). В 1953 г. вернулся на работу в НАМИ в качестве главного конструктора института, впоследствии - заместителя директора по научно-экспериментальной работе. Под его руководством проведены работы, определившие перспективы развития отечественной автомобильной промышленности: разработка перспективных типажей отечественных автомобилей и двигателей на 50~60-е годы, создание прототипов семейства мощных V-образных четырехтактных дизелей для производства на ЯАЗе, грузового 3-осного 5-тонного автомобиля высокой проходимости для Уральского автозавода, создание семейства карбюраторных двигателей воздушного охлаждения для микролитражных автомобилей, разработка различных гидромеханических автоматических коробок передач и другое. В 1954 г. Липгарта избрали членом Ученого совета Лаборатории двигателей АН СССР. В июле 1956 г. по ходатайству в Высшую аттестационную Комиссию (ВАК), подписанному академиками Б.С. Стечкиным, АН. Туполевым и В.Я. Климовым, Лип-гарту присвоили ученое звание доктора технических наук без защиты диссертации. С 1953 г. по декабрь 1973 г. руководил кафедрой "Колесные машины" МВТУ им. Баумана. Был автором большого количества изобретений, автором и научным редактором печатных трудов (книг и статей) по широкому кругу вопросов автомобильной техники. Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многими медалями.