10.3. Контроллинг в логистических системах

Логистическая система способствует созданию эффективного управления организацией, которое обладает некоторыми характерными чертами независимо от масштабов проблемы или управляемого процесса, как-то:

- существование стратегических целей организации;

- разработка тактических целей, подчиненных достижению стратегических целей; .

- правильный выбор единиц измерения, приближающий к конкретным целям (например, эффективность использования ресурсов или время);

- определение нормы или контрольных цифр в выбранных единицах (например, срока выполнения заказа или суммарной трудоемкости в нормо-часах выполнения заказа);

- сравнение информации об управляемом процессе со стандартами, нормами или контрольными цифрами;

- принятие решения или корректирующих воздействий по результатам сравнения;

- контроль результатов управляющих воздействий.

Обеспечивают ли эти черты достижение поставленной цели?

Насколько они эффективны? Соответствуют ли усилиям.в достижении цели? Стимулируют ли работу отдельных исполнителей или коллективов в организации?

Решение всех перечисленных вопросов во многом зависит от функции контроллинга в логистической системе (рис. 64).

Рис. 64. КОНТРОЛЛИНГ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Система управления имеет вход, т. е. определенную цель в зависимости от уровня иерархии управления. Не всегда ясно, как узнать, что реализация целей, определенных в самом начале цикла управления, является успешной. В самом деле, успех в одном аспекте деятельности может привести к неудаче в другом. Выбор параметров оценки деятельности, смысл которой - достижение этих целей, диктует тип единиц измерения результатов деятельности. С этого этапа начинается контроллинг. Например, вас назначили ответственным за освоение новой продукции, и вы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы она была высокого качества. В то же время работники бухгалтерии заинтересованы в снижении издержек производства, а экономисты - в его эффективности. Каждый из участников производства прав со своей точки зрения, но может возникнуть ситуация, когда различные критерии сталкиваются и нужно выбирать наиболее важные из них. Такую ситуацию характеризуют, например, противоречия между сторонниками производства товаров или услуг высокого качества и сторонниками производства их по низкой цене (хотя высокое качество не всегда означает высокую стоимость).