На организационном уровне, например при выборе надежности обслуживания, которую фирма стремится обеспечить покупателям продукции, в качестве критерия обычно принимается частота отгрузок. И, наконец, на оперативном уровне, если, например, продукция изготовляется для потребителя на регулярной основе, критерием при изменении объема партий груза может служить маршрут следования или вид транспорта, как наиболее подходящие для конкретной партии.

Процесс принятия решений ниже иллюстрируется примером расчета по выбору поставщика, производимого голландской компанией, специализирующейся на производстве бытовых электроприборов. Компания регулярно сталкивается с вопросом, где закупать комплектующие изделия - в Европе или в Юго-Восточной Азии?

Кроме закупочной цены, другими важными критериями при выборе поставщика являются качество изделий, гибкость и надежность поставки. Само собой разумеется, что на выбор поставщика воздействуют также некоторые аспекты материального распределения. Так, в случае отгрузки продукции из Юго-Восточной Азии необходимо преодолеть большие расстояния, чем при отгрузке из Европы. Транспортные затраты будут значительно выше, а более длительные сроки перевозки потребуют дополнительных запасов в сети снабжения и дополнительных страховых запасов, гарантирующих бесперебойное производство. Более того, продукция из региона Юго-Восточной Азии часто подлежит обложению импортными пошлинами, а отгрузки из Европы - не обязательно. В табл. 2 перечислены дополнительные факторы, возникающие при отгрузке продукции из ЮгоВосточной Азии.

Таблица 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СЛУЧАЕ ОТГРУЗКИ ПРОДУКЦИИ ИЗ РЕГИОНА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ