Совершенно другая картина складывается на ж/д транспорте. Эта отрасль является естественным монополистом, а поэтому она позволяет устанавливать приемлемые для нее тарифы за перевозки. Этому способствует отсутствие эффективного государственного регулирования в нашей стране экономического хозяйствования и работы Антимонопольного комитета. Не случайно поэтому ж/д транспорт оказался в последние годы незагруженным, а так как доля постоянных затрат по этому виду транспорта очень высока в структуре всех издержек, что обусловлено высокой стоимостью самих дорог, мостов и сооружений сигнализации, а также подвижного состава, это и себестоимость перевозки небольшого количества товаров увеличивается. В этой связи, чтобы привлечь клиентов, железнодорожники вынуждены пойти на снижение тарифов за перевозки.

1.4. Транспортные тарифы и правила их применения

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

- плату, взыскиваемую за перевозку грузов:

- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

- правила исчисления платы и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать для транспортного предприятия возмещение эксплутационных расходов и возможность получения прибыли, а для покупателя транспортных услуг - возможность перекрытия транспортных расходов. Как известно, одним из существенных факторов, влияющих на выбор организатора доставки товара, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы.