Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов речным транспортом, -тарифы на перевозку грузов и сборы за перегрузочные работы, связанные с перевозками. Они определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка, где пароходство выступает как транспортная организация. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством.

Оплата за перевозку грузов на морском транспорте осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке . Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, перевозка оплачивается по фрахтовой ставке.

Для расчета доставки груза применяются следующие формулы:

Железнодорожный: Тж. = Ш.К. + L/VЖН + tЖ.ДОП.

Морской: Тм = L/VKOM

Речной: Тр = ТО + L/VPH + tР.ДОП

Автомобильный: Та = tH.K. + L/VЭК

В приведенных формулах встречаются такие символы:

ТН.К. - время на начально-конечные операции, сутки (час);

L - расстояние перевозки, км (миль);

VЖН, VРН - норма пробега вагона или судна в сутки;

VЖ.ДОП., VР.ДОП - время на дополнительные операции на железнодорожном и речном транспорте, сутки;

V^M - коммерческая скорость, миль/сутки;

ТО - время на накопление, формирование и отправление грузов, сутки;