MARMON Howard С.

1876 -1943 США

Американский предприниматель и изобретатель, один из пионеров автомобилестроения. В середине 90-х годов прошлого века окончил в Беркли Калифорнийский университет по специальности "машиностроение" и сразу же включился в семейный бизнес, начав работу на фирме по производству мукомольного оборудования "Нордайк энд Мармон Компани оф Индианаполис" (Nordyke & Marmon Company of Indianapolis). Вскоре заинтересовался автомобилями. В 1902 г. Говард Мармон стал главным инженером семейной фирмы и тогда же построил свой первый автомобиль весьма прогрессивный по конструкции. Он имел 2-цилиндровый V-образный верхнеклапанный двигатель с принудительной системой смазки, многодисковое сцепление в маховике, 3-ступенчатую коробку передач с подвижными шестернями, специальный подрамник для установки двигателя и трансмиссии.

Автомобиль "Мармон", 1902 г.

Автомобиль "Мармон-34", 1924 г.

Через год появилась вторая модель. В1904 г. выпустили 6 экземпляров. На машинах установили 4-цилиндровый V-образный двигатель, 3-ступенчатую коробку передач и независимую переднюю подвеску. При создании последующих моделей Говард в полной мере проявил свой конструкторский талант. Хотя фирма оставалась крупнейшей в мире по выпуску мукомольного оборудования, автомобильное производство успешно развивалось. В 1909 г. Мармон полностью перешел на рядные двигатели с жидкостным охлаждением и более простую и дешевую подвеску. Одним из первых подобных автомобилей стал "Мармон-32", на его гоночном варианте "Уосп" (Wasp) в 1911 г. выиграли первые соревнования "Индианаполис-500” (Indianapolis 500).

Двигатель "Мармон-16”

В 1912~191б гг. фирма выпускала и развозные грузовики на базе модели "32" с двигателем мощностью 32 л.с. В итоге в 1926 г. мукомольное производство было продано, а фирма реорганизована в "Мармон Мотор Кар Компани" (Marmon Motor Car Company). В 1929 г. покупателей нашли более 22 тысяч автомобилей Во многом это произошло за счет дешевого "Рузвельта" (Roosevelt) с двигателем мощностью 24 л.с. Продолжали изготовление и дорогих моделей, в том числе с двигателями V12 и V16. Наиболее удачной из них считалась модель “Мармон-16” (Marmon Sixteen), за которую Говард Мармон получил медаль за лучшую дизайнерскую работу года в области автомобилестроения. Следует отметить, что в 1913-1914 гг. он был президентом Общества автомобильных инженеров США (SAE) и единственным американцем, ставшим почетным членом Британского Общества автомобильных инженеров (BSAE).