Масло в АКПП выполняет несколько функций, каждая из которых предъявляет к его свойствам свои требования. Оно используется:

• в гидротрансформаторе для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач;

• для отвода тепла от фрикционных элементов управления, зубчатых зацеплений и из гидротрансформатора;

• для удаления продуктов износа, образующихся в результате взаимодействия трущихся поверхностей;

• для обеспечения смазки всех трущихся поверхностей;

• в системе управления.

Масла, используемые в механических коробках передач, совершенно не пригодны для трансмиссий с АКПП, поэтому были разработаны специальные типы масел (ATF).

Как было показано ранее, для соединения коленчатого вала двигателя с ведущим валом коробки передач в трансмиссиях с АКПП используются гидротрансформаторы. В качестве рабочего тела в этих агрегатах используется масло, с помощью которого и осуществляется, в случае отсутствия блокировки гидротрансформатора, формирование крутящего момента на ведущем валу коробки передач. Использование масла в качестве рабочего тела предъявляет к нему специфические требования, одно из которых - достаточно большой удельный вес.

Как известно, во время работы гидротрансформатора, зубчатых зацеплений и фрикционных элементов управления выделяется большое количество теплоты. Поэтому одной из задач масла и является отвод выделившейся теплоты от указанных элементов в масляный радиатор, где оно отдает теплоту во внешнюю среду. Из этого следует, что масло должно быть устойчивым к длительному воздействию высоких температур.

Для нормальной работы зубчатых зацеплений, фрикционных элементов управления и подшипников необходимо обеспечить подвод к этим узлам достаточного количества масла. Поэтому масло должно обладать хорошими смазывающими свойствами.

Помимо охлаждения и смазки масло используется для отвода продуктов износа, образующихся во время работы элементов коробки передач. Поэтому оно содержит специальные присадки, которые предотвращают ржавчину и окисление деталей. Кроме того, в масло добавляют присадки, способствующие нахождению продуктов износа во взвешенном состоянии, что улучшает их отвод из рабочей зоны коробки передач и обеспечивает более качественную очистку масла в фильтрах.

И наконец, масло используется в системе управления, также как и в трансформаторе, в качестве основного рабочего тела. Для обеспечения нормальной работы системы управления и достаточного ее быстродействия необходимо, чтобы масло имело как можно меньшую вязкость.

Каждая из перечисленных функций предъявляет маслу вполне определенные требования, причем некоторые могут в значительной мере противоречить друг другу. Использование для каждой системы отдельного типа масла значительно усложнило бы конструкцию коробки передач и сильно снизило бы ее надежность. Поэтому разработчики АКПП пошли по пути создания масла, которое могло бы удовлетворить по своим свойствам всем перечисленным выше требованиям. Результатом стала разработка специального масла для автоматических коробок передач.

Масла для АКПП разделяются на три класса - минеральные, полусинтетические и синтетические. Большинство изготовителей трансмиссий используют в АКПП минеральное масло, и рекомендуют для замены использовать такое же масло. Однако некоторые европейские производители используют полусинтетическое масло.

Масло для автоматических коробок передач представляет собой смесь, основой которой (85 - 90%) является сырая нефть или базовое сырье. Остальные 10 - 15% составляют присадки, обеспечивающие маслу требуемые свойства. Поскольку основой масла является сырая нефть, то это и определяет его основные недостатки. Сырая нефть обладает повышенной вязкостью, склонна к окислению, вспениванию и отрицательно реагирует на воздействие высокой температуры. Словом, обладает всеми теми качествами, которые не должно иметь масло для АКПП. Исправить все эти недостатки можно с помощью специальных присадок.

Хотя масла от различных производителей и отвечают всем требованиям, предъявляемым маслу для АКПП, но это вовсе не означает, что все они идентичны по химическому составу. Поэтому ко всем перечисленным выше требованиям добавляется еще одно - совместимость с маслами других производителей. Совместимость оценивается следующим образом. Масло смешивается с маслами других производителей. Эта смесь подвергается воздействию предельно допустимых высокой и низкой температур, диапазон которых определяется рабочими режимами АКПП. При этом смесь всегда должна остаться полностью смешанной и не изменять свой цвет.

Назначение специальных присадок заключается в следующем:

• предотвращать образование в масле воздушных пузырьков (антивспениватели);

• повысить температуру воспламенения масла;

• предотвращать соединение масла с кислородом (антиокислители);

• обеспечить нейтральность масла по отношению к деталями из резины (предотвращать разбухание резиновых уплотнений и прокладок);

• повысить износостойкость фрикционных узлов;

• предотвращать коррозию металла, с которым контактирует масло (ингибиторы коррозии);

• удерживать продукты износа во взвешенном состоянии (дисперсанты);

• обеспечивать требуемое значение коэффициента трения во фрикционных элементах управления АКПП (модификаторы трения);

• обеспечить незначительное изменение вязкости масла при низких температурах;

• обеспечить отличительные особенности масла от всех других типов масел, используемых в автомобиле (краситель, как правило, красного цвета).