Все блоки цилиндров обычно изготавливались из чугуна, но этот материал имеет один существенный недостаток: он тяжелый. Естественно, что сейчас большинство блоков цилиндров изготавливают из алюминиевых сплавов; алюминиевый блок может весить вполовину меньше, чем его чугунный эквивалент. Прогрессивные исследователи задумываются об использовании еще более легкого материала — магниевого сплава. Были созданы прототипы двигателей, в которых металлические гильзы цилиндров устанавливались в легковесные пластиковые блоки, хотя эти двигатели всегда оказывались ужасно шумными.


Однако чугун также имеет одно важное преимущество перед легкими сплавами — другими словами, мы опять вынуждены возвращаться к еще одному инженерному компромиссу. Хорошо обработанный чугун представляет собой совершенную поверхность для стенок цилиндров, с сильным сопротивлением износу. Поэтому первые двигатели с алюминиевыми блоками цилиндров, такие, например, как использовавшиеся на больших Renault в середине 60-х, использовали вставные чугунные гильзы цилиндров. Это было довольно дорогое решение, но оно объединяло преимущества легкого веса и чугунных поверхностей стенок цилиндров. Гильзы цилиндров могут вставляться в блок в процессе его отливки, устанавливаясь в форме, а затем, заливаясь легким сплавом, или запрессовываться в блок после его изготовления, с применением соответствующих уплотнений. Соответственно они и называются — «сухие», если металл соприкасается с металлом, или «мокрые», при наличии каналов для охлаждающей жидкости между гильзой и блоком. Второе решение довольно изящное, но в этом случае особое внимание должно быть уделено надежности уплотнений, как сверху гильзы, так и снизу.


В нижнюю часть блока цилиндров вставляются коренные подшипники, выполненные в виде вкладышей из специальных сплавов, обычно свинца, олова и бронзы, часто с небольшими добавками других экзотических металлов, нанесенных на прочную стальную основу. Эти подшипники должны объединять в себе большое сопротивление эрозии с возможностью задерживать на поверхности сверхтонкую пленку масла, которая на самом деле и воспринимает нагрузку. Вкладыши вставляются в виде двух половинок сверху и снизу шеек коленчатого вала и имеют выступы, предотвращающие их проворачивание в корпусе. Они удерживаются на месте крышками коренных подшипников, выполненными из того же материала, что и блок цилиндров, и привернутыми к нему болтами. Задача установки коленчатого вала и вкладышей в блок цилиндров значительно упрощается при производстве, когда блок находится в перевернутом положении.