Болонья/Модена, Италия, 1926-

В семье Мазерати было шестеро братьев: Альфиери, Биндо, Карло, Этторе, Эрнесто и Марко (Alfieri, Bindo, Carlo, Ettore, Ernesto, Marco). Последний посвятил себя искусству. Карло начал удачную карьеру авто- и мотогонщика, но умер в 1910 году. Альфиери и Биндо работали на автомобильной фирме “Изотта-Фраскини" (Isotta-Fraschini). В 1914 году Апь-фиери решил открыть собственную мастерскую в окрестностях Болоньи. Вскоре к нему присоединились трое младших братьев.

Во время первой мировой войны четверо братьев организовали фирму по выпуску свечей зажигания. В начале 20-х годов Эрнесто принимал участие в гонках на автомобиле собственной постройки, 4-цилиндровый мотор которого они сделали из половинки авиационного двигателя “Изотта-Фраскини”. Потом Мазерати продолжали его совершенствование и участвовали в гонках при финансовой поддержке фирмы “Диатто” (Diatto). В 1925 году братья построили еще две машины для гонок на Боль

шой приз. Не добившись особых успехов, они разочаровали руководство "Диатто’’, которое решило прекратить финансирование их работ. Братья выкупили свои машины и, уменьшив рабочий объем двигателей до 1,5 л, объевили о создании своих гоночных автомобилей, названных ими “Мазерати-26”. В качестве эмблемы они выбрали герб Болоньи - трезубец. Первый успех пришел уже в 1926 году, когда Альфиери Мазерати выиграл Кубок Флорио.

Эта победа создала фирме хорошую репутацию, и “Мазерати” начала собирать самые разные гоночные автомобили, оснащаемые 4-, 6-, 8- и даже 16-цилиндровыми моторами рабочим объемом от 1088 до 4995 см3. Двигатель V16 был собран из двух рядных 8-цилиндровых моторов модели “26В" с двумя коленчатыми валами в едином картере, связанными шестеренчатой передачей. В 30-е годы началось производство легковых и спортивных автомобилей для широкой продажи, которые оснащались дефорсирован-ными и упрощенными двигателями от гоночных машин.

Смерть Альфиери в 1932 году явилась тяжелым ударом для “Мазерати”. Через 5 лет руководство перешло к предпринимателям Омеру (Omer) и Адольфо Орси (Adolfo Orsi), сделавшими ставку только на гоночные машины. Братья Мазерати продолжили работу на своей фирме, но не получили полной свободы действий. В 1941 году производственные цеха были переведены в Модену, родной город новых владельцев. В 1947 году, когда 10-летний срок действия контракта с Орси истек, братья, наконец, обрели самостоятельность и основали фирму ОСКА (OSCA). В последние месяцы работы на “Мазерати", взяв за основу гоночный “6СМ”, они разработали спортивный автомобиль модели “A-6G” с двигателями в 1,5-2 л, ставший основой будущих машин.

В послевоенные годы “Мазерати” продолжала изготовлять в основном гоночные автомобили, самым известным из которых стал “250F", разработанный в 1953 году инженером Джоаккино Коломбо (Gioacchino Colombo). До 1958 года он успешно участвовал в соревнованиях формулы 1. Его прославили такие известные спортсмены, как Мосс (Moss), Хоторн (Hawthorn) и Фанхио (Fangio). В 1958 году Омер Орси решил уйти из большого автоспорта и ограничить производство спортивными машинами “3500GT” с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 3485 см3. Тем не менее, на “Мазерати" еще ряд лет строил специальные спортивные модели серий “200" (1994 см3) и “300" (2890 см3), которые успешно выступили в гонках.

В 1959 году появился спортивный “Мазерати-5000СТ" с двигателем мощностью 350 л.с., позволявший развивать скорость до 274 км/ч. За ним в 1963 году последовал первый 4-дверный седан высшего класса    “Куаттропорте" (Quattroporte). В 1963-1964 годах выпустили спортивные “Мистраль" (Mistral) и “Себ-ринг“ (Sebring) с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 3,5-4 л. Вскоре “Мистраль" был заменен на “Гибли" (Ghibli) с 5-литровым мотором V8, позволявшим достигать скорости 280 км/ч.

В 1968 году “Ситроен” (Citroen) за 1 миллиард лир приобрела права на владение “Мазерати". С этого момента на предприятии в Модене в течение нескольких лет собирали в среднем по 2 автомобиля в день. Главный плод сотрудничества - роскошное купе “Ситроен-SM” с 2,7-литровым двигателем V6. После того, как “Ситроен” попала в кризисную ситуацию и приняла решение о закрытии завода “Мазерати”, вмешался известный конструктор Алехандро Де Томазо (Alehandro De Tomaso), который выкупил фирму. В 70е годы программа “Мазерати” состояла из известных и престижных моделей: купе “Ме-рак” (Merak) с двигателем V6 рабочим объемом 2965 см3, “Бора" (Bora) с мотором V8 в 4719см3, “Хамсин” (Khamsin)c мотором V8 в 4930 см3, а также роскошного седана “Куаттропорте” тоже с двигателем V8 в 4236 см3. Несмотря на самую широкую за всю историю фирмы программу, положение “Мазерати” постоянно ухудшалось. По инициативе де Томазо в 1982 году была создана новая относительно дешевая модель “Битурбо” (Biturbo) с мотором V6, оснащенным турбонаддувом. Параллельно предлагался новый вариант “Куаттропорте” с двигателем V8 в 4930 см3 С 1988 года “Мазерати” поставляла 4-цилиндровые моторы рабочим объемом 2,2 л для комплектации американского “Крайслера-ТС” (Chrysler).

Автомобили “Битурбо” выпускались с кузовами купе, кабриолет, 4-дверный седан и оснащались 2,0- и 2,5-литровыми моторами V6 с турбонаддувом мощностью 190-205 л.с. В 1987 году появился более мощный 2,8литровый двигатель. На базе “Битурбо” в 1989 году было разработано спортивное купе “Шамаль” (Shamal) с 32-клапанным двигателем V6 рабочим объемом 3,2 л мощностью 326 л.с. В 1992 году за ним последовало новое купе “Гибли” с 2,0-литровым мотором мощностью 305 л.с., которое вместе с четвертым поколением седана “Куттропорте” представляет сегодня программу “Мазерати".

Мазерати Хамсин

В мае 1993 года “Мазерати” стала собственностью ФИАТа, а с 1997 года ей руководит правление "Феррари” (Ferrari), что приводит к постепенной унификации конструкций обеих компаний.

Мазерати Хамсин

“Хамсин” родился в сложные времена нефтяного кризиса, однако выжил в этой ситуации и завоевал славу автомобиля с великолепными ходовыми качествами. Его проектировал знаменитый Джорджетто Джуджаро, кузов строила фирма “Гиа” (Ghia). Несмотря на это, в конструкции заметно влияние “Ситроена”. Была применена гидравлическая система высокого давления, которая регулировала уровень кузова относительно дороги. Использовали механизмы регулировки положения сидений, подъема и опускания фар. Когда фирму “Гиа” выкупил американский “Форд”, “Мазерати” поручила доработку кузова фирме “Бертоне” (Bertone).

Мазерати Бора

Элегантная “Бора” увидела свет в 1971 году. С ее появлением начался важный период в деятельности “Мазерати”. “Бора” - первый автомобиль фирмы с центральным расположением двигателя, полностью разработанного на “Мазерати”. Как и для многих других итальянских автомобилей такого класса, агрессивный стиль кузова “Боры" разработал Джорд-жетто Джуджаро. Двигатель V8 рабочим объемом 4719 см3 размещался продольно в центре шасси и имел по два верхних распределительных вала на каждую головку блока цилиндров. Чтобы разместить полуоси и детали задней подвески, комплекты пружин с амортизаторами установили над верхними поперечными рычагами.

Мазерати Бора

Мазерати Битурбо

“Бора” стал настоящим суперавтомобилем, который разгонялся с места до 100 км/ч за 6,9 с, но стоил слишком дорого. Поэтому в 1972 году “Мазерати” ввела в программу более компактную, легкую и дешевую модель “Мерак”, которая по конструкции и форме была похожа на своего старшего брата, но имела более экономичный 3,0-литровый мотор V6. “Бора” был снят с производства в 1980 году.

Мазерати Битурбо

Когда Алехандро Де Томазо в 1975 году начал свою деятельность на “Мазерати”, он задался целью привлечь более широкий круг состоятельных покупателей. Представленный в 1982 году “Битурбо” стал одним из первых автомобилей, претворивших в жизнь его намерение. Несмотря на свои компактные размеры, “Битурбо” напоминал уменьшенную копию престижного “Куаттропорте”. Свое название “Битурбо” получил потому, что каждая головка блока цилиндров двигателя V6 с верхними распределительными валами и. 3 клапанами на цилиндр имела свой турбонагнетатель. Благодаря этому первый вариант мотора с рабочим объемом 2 л достигал мощности 180 л.с.

С появлением седана “Би-турбо-425” интерес к этой серии повысился. Седан тоже оборудовали двигателем V6, но с увеличенным до 2491 см3 рабочим объемом и мощностью 200 л.с. Впоследствии объем возрос до 2790 см3, а мощность - до 250 л.с.

Мазерати Куаттропорте

Выпускаемый с 1994 года автомобиль высшего класса “Куаттропорте”, что в переводе означает “четырехдверный", продолжает славу престижных машин с тем же названием, выпускавшихся еще в начале 60-х годов. Традиционно применяется двигатель V8, конструктивные основы которого были заложены еще в середине 30-х годов. “Куаттропорте” -единственная модель “Мазерати”, которая может соперничать с другими известными машинами этого класса. Все автомобили собираются вручную и отличаются прекрасными качеством, отделкой и высоким комфортом, Основным силовым агрегатом является 3,2-литровая “восьмерка" в 335 л.с., но для желающих предлагаются моторы V6 в 1996 и 2790 см3, развивающие мощность 280 и 287 л.с. Все двигатели оснащены двумя распределительными валами в каждой головке блока, 4 клапанами на цилиндр, системой впрыска топлива с электронным управлением и двумя турбонагнетателями. К другим техническим особенностям “Куаттропорте” надо отнести очень удачные механическую и автоматическую коробки передач, полностью независимую подвеску, дисковые тормоза и двухконтурную систему гидропривода с АБС. Среди машин высшего класса “Куаттропорте” выделяется своей компактностью - его длина всего 4550 мм при базе 2650 мм. При собственной массе 1650 кг самый мощный вариант разгоняется с места до 100 км/ч всего за 5,8 с. Внутреннее оснащение и отделка выполнены в традиционном для “Мазерати'’ стиле: кожаная обивка, вставки из ценных пород натурального дерева, аудиокомплекс с проигрывателем компакт-дисков.